Денис Мацуев
27 ноября музыкальное сообщество отмечало день рождения композитора Вольфганга Амадея Моцарта — 260 лет. Один из лучших пианистов мира — Денис Мацуев, который часто включает в себя концерты, произведения классика, рассказал о своей любви к маэстро.
– Когда мы говорим о самых значительных и известных композиторах, конечно, мы вспоминаем о Моцарте. Это не просто слова, а результат исследований. Композитор номер один, многие выполняют. Остановите любого человека в любой точке земного шара, и он ответит, кто это Моцарт. Этого гения все хотят слышать. Каждое произведение Моцарта — шедевр. Он никогда не повторится. Маэстро не писал слабые вещи.
Много раз задумывался над тем, что секрет его бесконечной популярности. Запоминающийся мотив, мелодизм? Кажется, я нашел ответ на свой вопрос: самое главное в Моцарте — его гениальная простота. Чем проще сыграешь, тем лучше звучит. Но эта простота является самой большой загадкой. В моем понимании Моцарт — уникальный, сияющий, позитивный, солнечный, магическая энергия.
Веселый, легкий, смешной и, конечно же, невероятно красивый. Жаль, что композитор так трагически закончилась жизнь… Его музыка не думала, грустного конца. С другой стороны, если бы он жил, скажем, до 70 или 80 лет, то, может, написал бы более слабые вещи. Все его предназначение, и в каждый шедевр Моцарта — рука фортуны: за 35 лет жизни он написал 626 блестящих сочи нений.
Я думаю, что Милош Форман в фильме «Амадей» прекрасно уловил и показал изображение гения. Конечно, каждый режиссер имеет свои ключи, движения, мысли. На мой взгляд, все еще смеясь, Моцарт, немного сумасшедший, любитель женщин, как ни странно, чудак похож на настоящего человека. Но я не могу согласиться с трагической развязкой в его жизни. Каждый раз, когда я на сцене играю свою музыку, я чувствую, уникальное состояние, которое трудно описать. Это отдых с первой до последней секунды исполнения его музыки — в ауре «гениальной простоты».
См. также:Денис Мацуев: «Никакие политические мотивы не смогут поссорить нас с Украиной»
Моцарт — один из самых сложных авторов для каждого пианиста. Не могу сказать, что сегодня я добился идеального исполнения. Каждый мой выход на сцену с Моцартом — это понимание его музыки. Спасибо, маэстро, я знаю точно, что все гениальное — просто и позитивно.
Среди 47 концертов для фортепиано с оркестром в моем репертуаре один вид для меня особенно памятно. С удовольствием расскажу вам о нем.
Позвонил мне менеджер: «Денис, где ты?» Я отвечаю: «у меня репетиция в Брюсселе, завтра мой концерт в этом городе».
Руководитель продолжает: «Ага, это значит, что сегодня ты свободен — срочно лети в Лионе, нужно играть в 23. концерт Моцарта, заболела поет…» ну, без проблем! Правда, ужасный перелет — не было прямого рейса, пересадка со стыковкой… Конечно, уже не для пробы, влетаю в зал, прямо к концерту.
К счастью, дирижер очень хороший. Успели только коротко поговорить: в момент экстремальный, так что будем аккуратно, без «интерпретации», тем более что Моцарт-это Моцарт.
Начал играть оркестр — и вместо 23-его концерта звучит 21-й! Слава богу, я его тоже играл, хотя и не в этом сезоне, и за эти две минуты вступления вспомнил текст. Может быть, пара седых волос появилась, но не такой уж и плохой концерт вышел, надо сказать! Главное, музыканты всегда честны по отношению к музыке, которую они играют. Важно, оставаясь собой и в любой момент игры, любить композитора.
«Вечерняя Москва»
Об авторе