Сергей Рахманинов
Воссоздание истинной концепции произведения
С трудом может определить количество отличительных особенностей высокого класса игры на фортепиано. Однако, отбирая десять основных качеств и тщательно рассматривая каждую из них, ученик узнает многое из того, что в будущем даст ему пищу для размышлений. В конечном счете, никто не в состоянии выразить в печати все то, что может сообщить учитель в живом общении.
Приступая к изучению нового сочинения, чрезвычайно важно понять его общую концепцию, необходимо попытаться проникнуть в основной замысел композитора.
Естественно, существуют и чисто технические трудности, которые необходимо преодолевать постепенно. Но до тех пор, пока ученик не в состоянии воспроизвести основную идею письма в больших пропорциях, что его игра будет напоминать своего рода музыкальная мешанина. В каждом своем произведении есть определенный структурный план. Прежде всего, необходимо его обнаружить, а затем выстраивать композицию в той художественной, которая свойственна ее автору.
Вы спросите меня: «Каким образом студент может сформировать верное представление о произведении в целом?» Без сомнения, лучший способ услышать их в исполнении пианиста, чей авторитет как интерпретатора нет сомнений. Тем не менее, многие из них не имеют такой возможности. Довольно часто и сам учитель, преподающий с утра до вечера, не в состоянии выполнить сочинение абсолютно полностью, во всех деталях. Тем не менее, кое-что можно почерпнуть и педагога, который в меру своих возможностей и в состоянии дать студентам базовые знания о ценностях художественного произведения. Но и в тех случаях, когда вы не можете услышать ни пианиста-виртуоза, ни учителя, ни ученика, не отчаивайтесь, если он имеет талант.
Талант! Да, это самая большая сила, которая, как ничто другое, проникает во все художественные секреты и открывает правду. Талантливый художник как бы интуитивно уловить мысли, обуревавшие композитора в момент создания произведения, и, как истинный интерпретатор, передает их получателям в соответствующей форме.
Технические навыки
Само собой разумеется, что технические навыки — дело первостепенной важности для тех, кто хочет стать отличным пианистом. Вы не можете представить себе хорошее исполнение, которое не отличалось бы чистой, плавной, выразительной, гибкой техникой. Технические возможности пианиста должны отвечать художественным требованиям исполняемого произведения. Конечно, можно встретить отдельные фрагменты, которые требуют специальной работы, но, вообще говоря, техника не имеет значения в случае, если руки и мозг не тренируют так, чтобы преодолеть основные проблемы, встречающиеся в новых трудах.
В музыкальных школах России технике уделяют большое внимание. Быть может, в этом одна из причин столь благосклонного приема некоторых российских пианистов в последние годы. Работа в ведущих российских зимних садов, находится почти целиком под контролем Императорского музыкального общества. Такая система является гибкой: хотя все студенты обязаны пройти один и тот же курс обучения, особое внимание обращается на индивидуальные занятия. Тем не менее, в начале метод является основным предметом.
Технически все ученики обязаны достигнуть более высокого профессионального уровня. Никто не является исключением. Может быть, читателям журнала «The Etude» будет интересно узнать что-то об общем плане работы российских императорских школ. Курс длится девять лет. В течение первых пяти лет студент приобретает большинство технических навыков, изучая сборник упражнений Ганона, который очень широко используется в зимних садах. На самом деле, это единственное, используемые встреча строго технических упражнений.
Все они выдержаны в тональности C. В коллекцию входят гаммы, арпеджио и упражнения на другие виды техники. В конце пятого года — экзамен. Состоит из двух частей. Сначала студент экзаменуется в технике, а затем он должен продемонстрировать навыки художественной интерпретации пьес, этюдов и т. д. Однако тот, кто падает на первом экзамене, ко второму не допускаются. Учащийся настолько хорошо выучивает упражнения Ганона, что знает их номера. Экзаменатор может попросить его, например, сыграть упражнение 17 или 28, или 32 и т. д. Ученик сразу же садится за пианино и играет.
Несмотря на то, что в оригинале все упражнения написаны в тональности c-dur, экзаменатор имеет право попросить сыграть их в другом ключе. Упражнения изучаются так тщательно, что экзаменующиеся должны играть их в необходимом количестве. Применяются также экзамен с использованием метронома. Ученик знает, что он должен играть упражнения в определенном темпе. Экзаменатор задает скорость, и метроном выключается. Студенты, например, просят сыграть гамму ми-бемоль мажор на метрономе 120, восемь нот в такте. Если справляется с заданием, ставят ему соответствующую оценку и допускают к другим экзаменам.
Лично я считаю, что требование глубоких технических знаний — проблема насущная. Уметь сыграть несколько штук — не значит овладеть музыкальным профессионализмом. Это похоже на музыкальную табакерку, в состоянии, в котором только несколько песен. Понимание студентом техники должно быть комплексным. Позже ученику дают технически сложнее упражнения, например — Таузига. Черни тоже совершенно заслуженно пользуется популярностью. Менее известные этюды Гензельта, несмотря на его долгую работу в России. Однако они настолько красивы, что их следовало бы поставить рядом с такими пьесами, как этюды Шопена.
Правильная формулировка
Художественная интерпретация невозможна, если ученик не известны принципы, составляющие основу очень важной области, фразировки. К сожалению, в этой сфере много публикаций идеален. Некоторые из знаков фразировки используются неправильно. Таким образом, единственный безопасный способ — взяться за специальное изучение этой важной сферы музыкального искусства.
В древности знаками фразировки, пользовались мало. Бах установить их очень экономно. Тогда не было необходимости, так как каждый музыкант, играя, мог сам установить границы фразы. Но знание методов определения фраз, никоим образом не является единственным необходимым. Так же важно и навыков их реализации. В сознании художника должно родиться настоящее чувство музыки, потому что знание формулировки, которые есть, окажутся бесполезными.
Определение скорости
Если исполнение фразы полностью зависит от чувства музыки, или чувства интерпретатора, это определение темпа требует не меньшего музыкального таланта. Хотя сейчас во многих случаях темп того или иного писания определяют с помощью обозначений метронома, следует учитывать и интерпретации самого исполнителя.
Нельзя слепо метрономическим инструкциям, хотя порой и опасно сильно отличаться от них. Метрономом не нужно использовать слепо. Исполнителя, действовать согласно собственного понимания. Я не согласен с ними длительных упражнений с метрономом. Он предназначен для того, чтобы установить темп, и, если им не злоупотреблять, метроном будет верным спутником.
Но его нужно использовать только для этой цели. Же механических характеристик, какие только можно себе представить, возникает у тех, кто рабом этих маленьких музыкальных часов, которые никогда не были предназначены на роль деспота, контролирующего каждую минуту занятий.
Идентичность выполнения
Очень многие студенты понимают, что в исполнительстве существует прекрасная возможность сопротивляться. Каждый трек — «вещь в себе». Поэтому должно быть истолковано по-своему.
Есть исполнители, которых игра всегда одинакова. Ее можно сравнить с кухни, и использует в некоторых отелях. Все, что приносилось на стол, имеет один и тот же вкус. Конечно, для успеха исполнителя, нужна яркая личность, а любая его интерпретация должна быть покрашена ней. Но в то же время, необходимо постоянно искать варианты.
Баллады Шопена нужно играть иначе, чем Каприччио Скарлатти. Право же, очень мало общего бетховенской сонаты с Рапсодией Листа. Поэтому ученику следует стремиться, чтобы придать сочинению особый, неповторимый вид. Каждое произведение должно стоять сам. Если исполнитель не в состоянии внушить свою аудиторию этого чувства, он лишь немного лучше любого механического инструмента.
Иосиф Гофман имеет эту способность наделять каждое сочинение индивидуальных и характерным очарованием, что меня всегда восхищает.
Значение педали
Педаль названа душой фортепиано. Я не понимал, что это значит, пока не услышал Антона Рубинштейна. Его игра казалась мне так прекрасна, что не описать. Его владение педалью был просто феноменальный.
В финале Сонаты b-moll Шопена он требовал неописуемо красивых педальных эффектов. Для тех, кто помнит их, они всегда останутся в памяти, как величайшие раритеты, которые дает музыка.
Использовать с педалью учатся в течение всей жизни. Это самая трудная область высшего фортепианного образования. Конечно, можно определить основные принципы ее использования, и студенту необходимо тщательно их изучить. Но в то же время, эти права можно умело нарушать во имя достижения необычных известных красок.
Правила — это ряд известных принципов, находящихся в пределах восприятия нашего музыкального интеллекта. Их можно сравнить с планетой, на которой мы живем, и о которой так много мы знаем. Однако за пределами этих законов-великая Вселенная — небесная система. В нее можно попасть только телескопической художественным взглядом великого музыканта. Это было сделано Рубинштейном и некоторых других пианистов, принесли земного видения божественной красоты, которые только им удалось выжить.
Опасность конвенции
Несмотря на то, что необходимо уважать традиции прошлого, хотя по большей части для нас непостижим, потому что их можно найти только в книгах, но мы не должны быть в плену условностей.
Борьба с традиционными верованиями имеет право художественного прогресса. Все великие композиторы и исполнители возводились новые здания на руинах разрушенных ими конвенции. Неизмеримо прекраснее творить, чем подражать. Но прежде чем мы сможем создать что-то, хорошо было бы ознакомиться с тем лучшим, что нам предшествовало. Это относится не только к сочинению, но и к фортепианному исполнительству.
Великие пианисты Рубинштейн и Лист обладали чрезвычайно широким спектром знаний. Изучили литературу фортепианную во всех возможных ее плечи. Им была известна каждая ступень музыкального развития. Вот в чем кроется причина их гигантского музыкантского старта. Их величие заключалось не в пустой скорлупе приобретенной техники. Они знали. Больше студентов в наши дни, которые имели истинное желание настоящих музыкантских знаний, а не только желание поверхностно показать за роялем.
Настоящее понимание музыки
Мне рассказывали, что некоторые учителя особенно настаивают на том, чтобы ученик знал источник вдохновения композитора. Это, конечно, интересно и может помочь стимулировать ограниченная фантазия. Однако я убежден, что для студента было бы гораздо лучше полагаться на свое собственное понимание музыки.
Ошибочно предполагать, что знание факта, что Шуберт был вдохновлен какой-либо поэмой, или что Шопен черпал вдохновение в какой-то легенды, может, когда-нибудь компенсировать недостаточность истинных основ фортепианного эффективности.
Студенту необходимо видеть, прежде всего, основные характеристики музыкальных связей в своем труде. Он должен понять, что придает этому произведению в целом, органический, силу и изящество. Он должен знать, как распознать эти элементы. Некоторые учителя склонны преувеличивать значение вспомогательных упражнений и свести до минимума необходимость в приобретении оригинального музыкантской базы. Такая точка зрения неправильна и приводит к плохим результатам.
Изготовление в целях образования общества
Пианист-виртуоз обязан руководствоваться более существенными факторами, чем играть только с пользой. Есть миссия, и эта миссия образования в обществе.
Бескорыстному ученика, для его же блага очень важно, чтобы возглавить эту просветительную работу. Для его же блага, лучше направить все силы на искусство, выполнение которых, как он себя чувствует, будет иметь музыкальное, образовательное и воспитательное воздействие на аудиторию. При этом нужно иметь собственное мнение, но не слишком далеко выходить за границы возможностей восприятия данной аудитории.
Если мы возьмем, например, пианиста-виртуоза, это не вопрос выглядит немного по-другому. Виртуоз предполагает, и даже требует от своей аудитории определенного музыкального вкуса, определенного уровня музыкального образования. Иначе он будет работать впустую. Для того, чтобы публика могла наслаждаться величайшим в музыке, ей надо слушать хорошую музыку до тех пор, пока красота сочинения не станет для нее очевидным…
Виртуозы обращаются к студентам-музыкантам со всего мира с призывом внести свой вклад в дело образования обширной музыкальной аудитории. Не тратьте свое время на музыку, которая банальна или неблагородна! Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора.
Живая искра
В каждом хорошем фортепианном исполнении очень важная искорка, которая, кажется, превращает любую интерпретацию произведения в живое произведение искусства. Она существует только в какой-то момент и не может быть объяснено. Например, два пианиста одинаковых технических возможностей могут играть в одно и то же повествование. У одного — выполнение тусклые, безжизненные и вызубренное, у другого — что-то неописуемо-удивительные. Кажется, что это своего рода дрожит от полноты жизни. Это интерес и вдохновляет аудиторию. Что это за такая важная искорка, которая вдыхает жизнь в простые ноты?
Она может быть названа напряженным художественным интересом исполнителя. Это удивительное явление, которое известно как вдохновение. В процессе создания произведения композитор, безусловно, вдохновили, а если исполнитель знает такую же радость, которую испытывал автор в момент творчества, что-то новое и удивительное в его исполнение. Кажется, что оно совершенно удивительным образом просыпается и набирает силу.
Публика мгновенно это понимает и даже иногда прощает технические неточности, если же исполнение полон вдохновения. Рубинштейн был чудо, в смысле техники, а также признался, что делал ошибки. Может быть, они и были, но при этом воспроизводит такие музыкальные идеи и образы, которые были бы в состоянии компенсировать миллион ошибок.
Когда Рубинштейн был не слишком точный, его выполнение терял какую-то часть своего прекрасного расположения. Я помню, как однажды на одном из концертов играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание, и, конечно же, совершенно забыл сочинение, но по-прежнему импровизировать в манере балакиревской искусства. Какие-то четыре минуты спустя он вспомнил все остальное и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы, играл с высокой точностью, но, как ни странно, его исполнение не имеет чудесное очарование момента, в котором подвела его память.
Рубинштейн был действительно несравненен, может быть, даже и поэтому, что был полон человеческих порывов, а его выполнение — далек от совершенства машины.
Конечно, нужно сыграть все ноты, и, по возможности, образом и стилем близким композитора, но и участие ученика в коей мере не должно ограничиваться только этим. Каждая нота в своем деле-это важно, но то, что так же важно, как и ноты, и это — душа. В конце концов, чрезвычайно важно живая искра, душа.
Душа — источник более высокой экспрессии в музыке, которая не может быть выражена динамическая мощность. Душа интуитивно чувствует потребность crescendi и diminuendi. Сама длительность паузы или каждой ноты зависит от ее существа. Душа художника диктует ему, как долго выдерживать эту паузу. Если ученик обращается к мертвым принципам и зависит от них полностью, его выполнение будет без сердца.
Отличное исполнение требует также много глубоких размышлений, а не только совершенного владения клавиатурой. Студенту не следует думать, что цель будет достигнута, если сыграны все ноты. На самом деле это только начало. Необходимо сделать произведение частью самого себя. Каждая нота должна пробудить в исполнителе своего рода музыкальное сознание истинной художественной миссии.
Сергей Рахманинов
«Мысли и афоризмы о фортепианном искусстве. Классика XXI»
Об авторе