Традиционно, еще со студенческих времен, предпринимались отдыха путешествия в санкт-Петербурге, когда кажется, что чаша эмоций поднимается вверх и появляется необходимость определенного духовного очищения, обновления. Так было и на этот раз.
Устали «дама Пик» с психушкой, дебатами вокруг знаменитого «Тангейзера», хотя и не близко, пока в Сибири, но, по-видимому, достиг, однако, в тех краях тот же «Сибирский цирюльник», — от всего этого пусть некоторые любители музыки в сентиментальное путешествие из Москвы в санкт-Петербург. Встретила нас Северная Пальмира голубым небом, солнцем, пустынностью просторный Невского проспекта, уютные кафе Абрикосова.
Первый визит, конечно, на Мойку, 12, к Пушкину. Это святое. Посмотрите, все ли на месте, спросите у гида, еще и еще раз все проверить, а в этот раз особенно внимательно на ноты на пюпитре рояля. Да, там, ноты «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Когда-то Наталья Николаевна разыгрывала на ноты знакомые мелодии великого итальянца. Очень близко, в нескольких минутах ходьбы», вечером прозвучит бессмертная музыка в великолепном, королевском театре в Михайловском. Состав великолепный, star!
Так больной, скорее беспощадный директора театров, которым является директор Михайловского театра господин Владимир Кехман! А мы, меломаны, очень ему благодарны за возможность второй раз в этом году послушать тенора Дмитрия Корчака в его лучших, наиболее важных участках. Это Ленский в «Евгении Онегине» и вот сейчас, уже скоро, Граф Альмавива в Севильском цирюльнике». Да, уважаемый господин Кехман, наши вкусы совпадают! Мы разделяем Ваш выбор!
А пока есть время, можно с пользой побродить по Русскому музею. Четко осязается генетическая необходимость освежить в памяти великого В. Поленова, стоял у его знаменитого, великого полотна «Христос и грешница», а потом перейти к картинам В. Верещагина. А картины В. Сурикова, его картина «Взятие снежный городок», а все то богатство, которое есть в нашем Русском музее? После выхода из музея, обозреть с восхищением Площадь искусств, рассмотреть элегантные, смешные плакат «Севильского» у входа в Михайловский театр. Это такая «прелюдия» была перед началом оперы «севильский цирюльник».
Михайловский театр встретил своих зрителей образцовый порядок, какой-то острый чистоты, благородный блеск позолоты и все, соединение всего со всем, что говорит о безупречном художественном вкусе в его первозданности и подлинности.
Opera получил концерт, что всегда является сложной задачей для художников, так как в этом случае перед зрителями как на ладони. Язык спектакля был итальянский с русскими субтитрами.
Зазвучала увертюра, несколько охладив пыл ожиданий. Сделана она была очень буднично, даже слабый. Сегодняшний поклонник музыки, это еще и приехал из другого города на оперу, это подготовленный фанат музыки, а не только, как попало. В запасе у меня такого слушателя есть впечатления, например, от исполнения этой увертюры оркестром Королевской оперы Пармы под управлением маэстро Андреа Баттистони. Кстати, маэстро не раз выступал в санкт-Петербурге по приглашению нашего замечательного дирижера Юрия Темирканова. Итальянский язык, а музыка-тоже язык. Где эмоции, где темперамент, где рассказ о тех перипетиях, которые придут? Это все в увертюре, но не прозвучало в исполнении. Жаль! Это более чем странно, так как opera для Михайловского театра «свой» уже почти сто лет.
Серенаду Графа Альмавивы — Дмитрия Корчака была выполнена почти а-капелла, и упала как-то нужно с запасом, а даже трагически. Я должен сказать, что тенор Андрей Корчак в своих вариантах никогда не повторяется. И в этой партии, сколько бы он не исполнял ее, Граф Альмавива всегда другой.
Так, в постановке Королевской оперы Пармы Граф Альмавива романтик, готов рискнуть, чтобы достичь своей цели. В Испании в Театре Real Граф Альмавива сырой и улики, требуя месте Розины. А вот на сцене Михайловского театра в почти умолкнувшем оркестре и без сценических костюмов исполнение серенады было мрачноватым.
Действие закружилось и засверкало, кровоточит-россиниевски с появлением главного героя, цирюльника Фигаро — Андрея Жилиховского. Обладатель красивого баритона, мягкого, бархатного тембра, художник свободно себя чувствует в партии Фигаро. Ему хорошо известна сцена из семейной жизни для него Михайловского театра. С недавнего времени активно обживает сцене столичного Большого театра, став членом ее команды.
Андрей Жилиховский очень артистичный, находчивый в сценических изобразительных средствах. И тут случилось прекрасное сочетание в дуэтах Альмавивы и Фигаро, а точнее, лирического компоненты графа и такую пройдошистой чертах характера цирюльника. Все это было свежим, сладким и очень убедительно. В вокальном отношении певцы были раскованы, свободно поднимались снизу и до головокружительных вершин, наслаждаясь своим пением.
Но, несмотря на все это, были вопросы для исполнителя партии Фигаро Андрея Жилиховскому. Кого мы поем? Россиниевский Фигаро трудяга, крутится с утра до позднего вечера. Только себе обязан тем, что его нужно высокопоставленные лица обоих полов. Является чемпионом и готов служить им, но без раболепства, с достоинством. Он готов, чтобы помочь Графу Альмавиве не только из добрых намерений, но и за дополнительную плату. Бесплатная работа непочетен. Фигаро уважает себя, знает свою ценность. Такой Фигаро был, например, в исполнении баритон Лука Сальси в Королевсой оперы Пармы.
В постановке Михайловского театра Фигаро Андрея Жилиховского несколько тревожно, местами чрезмерно увлекается всякого рода «девочки» и навязчиво напоминает героя типа Остапа Бендера. Но, несмотря на все это, Фигаро не Остап Бендер. Да и язык оригинала, итальянский, обязан обратить внимание на жестику, мимику. Здесь как раз есть над чем поработать. В идеале все должно быть по-итальянски.
Доктор Бартоло — Дмитрий Скориков блестяще провел свою партию со всеми речитативами, скороговорками, умело сделанный, он был убедителен. Да, такой Доктор Бартоло может поместиться в ткань, наверное, все постановки «Севильского цирюльника».
Но какой «Севильи» без Розины? Владислав Москаленко — Rosina красивая, добрая, радостная! Это был невероятно счастлив, вероятно, момент творчества молодой певицы, которая имеет прекрасный сопрано, красивым по тембру, легкий, проворный. Певица была виртуозна в технических аспектах арии. Все шло легко и с блеском.
А вот Берта — Софи Файнберг ударил своим прекрасным вокалом, великолепной осанки, красоты, высокой культурой исполнения. Эта партия для певицы была как бы безделицей, легкой шуткой и не содержала себя в роли служанки, хотя домоправительницы же доктора Бартоло. Потенциал певицы, кажется, более емким. Все отмеченные качества проявились в дуэтах, квартетах, секстетах, которыми так богат «севильский цирюльник».
В таком вокальном и исполнительском был окружен Граф Альмавива-Андрей Корчак, известный в мире оперы, один из лучших интерпретаторов этой партии. Занимается тупой Фигаро в водоворот интриг и событий, в ходе разворачивавшегося участка художник раскрепостился и снялась в своей партии свободно, легко, сочетание голоса с артистическим решением роли.
Перед нами уже не романтический Альмавива, как это было в Королевском оперном театре Пармы в 2011 году, а, скорее, героем постановки оперы в Театре Реал Мадрид 2013 году. Это уже взрослый, серьезный человек, стоящий на пороге важных решений. Жаль только, что не в костюмах. Всегда и во всех постановках «Севильского цирюльника», Граф Альмавива в исполнении Дмитрия Корчака отличался благородством в сценическом рисунке роли, его итальянский был выше всяких похвал. Сам художник говорил, что итальянцы с удивлением спрашивали его, откуда у него, итальянца, такая странная фамилия.
Без сучка и задоринки, на высшем уровне, была вокальная техника исполнения партии Графа Альмавивы Дмитрием Корчаком. Это было действительно россиниевское пение, это наиболее таинственные belcanto, которые нам редко приходится слышать в наших оперных театрах. Логическим завершением спектакля была «Чесса», которая, как правило, никогда не выполняются в силу ее невероятной сложности, да еще в конце долгой и вокально полном спектакля. Андрей Корчак исполнил эту арию так легко, как будто он только что вышел на сцену. Успех был большой, заслуженный. Овации, крики «браво»! Это было прекрасно!
И здесь нельзя не сказать об уникальной и ценной, особенно тенора Дмитрия Корчака. Не только ей повезло родиться с красивым голосом, с такой редкой музыкальной одаренностью, но к этому еще нужно добавить большой труд, который, наверное, не прерывается ни на минуту.
В одной из статей о творчестве Дмитрия Корчака автор в предисловии отметил, что певица, довольно успешный по западным меркам, он мог бы вообще не появляться в России. Так делает много людей. Но это не про нашего героя.
После невероятной плотности выступлений на мировых оперных сценах он, по крайней мере, один раз в год, но появлялся в их родных странах. Последний год был годом роскоши и процветания для меломанов. Певец выступил в двух полноценных спектаклях в главных партиях. Это Ленский в опере «Евгений Онегин» в Михайловском театре и Вертер в одноименной опере Ж. Массне в МАМТ. А еще были замечательные концерты и сейчас «севильский цирюльник» в санкт-Петербурге. Какие-то интересные планы у директора Михайловского театра господина Кехмана? Будем надеяться, что наши ожидания не будут обмануты!
Людмила Краснова, доцент ФГП мгу имени М. В. Ломоносова, член СЖР, музыкальный критик
Об авторе