Сбывшиеся ожидания

Автор:Аида Воробьёвa

Сбывшиеся ожидания

Хор мальчиков церкви Святого Фомы

Все, кто с нетерпением ждал первого приезда в Израиль двух знаменитых лейпцигских коллективов – оркестра «Гевандхауз» и Хор мальчиков из церкви Святого Фомы («Томанерхора»), кажется, должны быть довольны. Выполнение четырех кантат из «Рождественской оратории» Баха было близко к идеалу.

Эта капелла – один из самых гармоничных произведений не только самого Баха, но и в истории музыки в целом. В нем царит такое восторженно-радостное, то спокойно-пасторальные настроения, не омрачаемые даже тени драматизма. Для их героев, трагические перипетии в будущем, а пока они и весь мир вокруг них полон счастья.

Большой лейпцигскому кантору, когда-то возглавлявшему «Томанерхор», учившему предшественников нынешних участников и сочинявшему для них кантате к каждому воскресенью и к каждому церковных праздников (в частности, шести кантат «Рождественской оратории», предназначенные для выполнения в годовщину первого евангельского события, в каждый из дней от рождения до обрезания его главного героя), в полной мере удалось переломить здесь от суеты и дрязг из церкви начальством и передать тонкость и нерасторжимость естественного и сверхъестественного универсума.

Знатоки напоминают мне, что многие детали в «Рождественской оратории», написанной отнюдь не специально для нее, а взяты из других произведений, в том числе и светских кантат Баха. Однако это не противоречит сказанному выше, потому что единство и совершенство мира, созданного Творцом, является одной из основных тем творчества и. с. Баха в целом.

Слово «совершенство» лучше всего характеризует звучание хора и оркестра, которому мы стали свидетелями. Дирижер Готхольд Шварц и его подопечные не стремились попасть мощности звука. Их целью был баланс звука, в котором голоса хора, оркестра, солистов сливаются в едином потоке, где ни одна интонационная линия не доминирует.

На равных текли в эту тему, и голоса солистов-певцов – тенор Johannes Ума, контральто Анке Вондунг, баса Томаса Бауэра. Только японская сопрано акико Ито несколько выбивалась из коллектива, но не стилистически, а из-за бедноватости звучания. Впрочем, впечатления в целом это не испортило.

Виктор Лихт, nautilus.что.il

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ