Георгий Свиридов
100-летию со дня рождения Георгия Свиридова посвятили свое выступление хор и симфонический оркестр Мариинского театра.
Концерт из произведений Георгия Свиридова на Новой сцене Мариинского театра знаменитый петербургский коллектив под руководством хормейстера Андрея Петренко отдал дань памяти знаменитого русского композитора XX века.
Специально для программы в этот вечер были выбраны произведения Георгия Свиридова для хора и оркестра, созданные им в разные периоды творчества, влияя на их высокую простотой, глубокой правдивости, неповторимой мелодической щедрости, поразительной поэтичностью и свежестью художественного высказывания.
Знаменитые музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель», открывшие вечер, стали основой фильма, снятого Владимиром Басовым. Каждая из миниатюр свиридовского цикла, полный удивительной гармонии и совершенства.
Еще одно значительное произведение Свиридова для оркестра начале 1960-х годов – Маленький триптих с интонациями знаменного распева и колокольности продолжение программы концерта.
Миниатюры для хора на народные тексты «Русская песня», «Танец» и «Как прощались, страстно клялись» на слова А. Блока в аранжировке для хора и оркестра Андрея Петренко прозвучали в исполнении солистки Мариинского театра Екатерины Сергеевой (меццо-сопрано).
Не обошлось без хрестоматийных хоровых произведений Свиридова – два фрагмента из концерта «Пушкинский венок» – «Зорю бьют» (солист – Юрий Лаптев, баритон) и «Наташа» соседствовали с текстами молитвы хора «Любовь святая» из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иванович» (солистка – Марина Кирюшина, сопрано).
Художественный руководитель Московского камерного хора Владимир Минут, один из исследователей хорового творчества Георгия Свиридова, придает большое значение литературной основе его писаний:
«Слово было отправным моментом его творчества… это слово полового воображение художника и рождало музыку. Горы поэзии я читал Свиридов, выбирая для своих произведений, что вызывало в душе ответ и нарисовал какой-то образ жизни… У каждого поэта, Свиридов услышал свою интонацию – Пушкин, Исаакян, Маяковский, Есенин, Бернс, Блок. Каждый имеет свою. Вот что отличает Свиридова от других композиторов. Это была глубокая культура – не только музыкальный, но и всеобщая».
Еще одним важным звеном в программе петербургского концерта стали вокально-симфонические полотна Георгия Свиридова – «Весенняя кантата» (сл. H. Некрасова) и «Курские песни», кантата на народные тексты.
Из дневников Георгия Свиридова:
«Я часто вспоминаю свою родину — Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края — в частности. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц, передаваемые устно, из поколения в поколение замечательные старые песни. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».
Свиридова был захвачен, сакральная архитектура старого Курска.
«В Курске было много церквей, надо сказать, одна красивей другой, и ни один не похож на другой… я Помню, как во дворе монастыря лежал поверженный колокол, сброшенный оттуда, как мы с детьми из школы бегали смотреть его… В церковь я ходил по большей части с бабушкой, которая была очень религиозная…
Большое впечатление она делала все обслуживание церковь, храм, вечная чистота, запах воска (тогда свечи были восковые) и ладан, ладан, кадила, которые отец помахивал в сторону толпы, все кланяясь одновременно, а толпа крестилась, картины на стенах, высота храма, лики святых. Пение хора было неотъемлемой частью службы, довершая необычность ситуации, возвышенность и важность того, что происходит…»
Георгий Свиридов создал миф о России, он воспел ее в своих творениях, и забрал с собой в вечность… Глубоко прав был современный композитор, композитор Роман Леденев, говоря о Свиридове:
«Его музыка стучит в сердце, а это такая редкость. Он понимал, что искусство как великую силу, богатство, бесценное духовное благо; музыкой, где выстрадана каждая нота, возвышал его, унижая пустозвонство, нагло лезущее в уши…»
Спасибо, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Андрея Петренко, аудитория в очередной раз погружается в состояние блаженства, наслаждаясь созвучиями свиридовских мелодий, единство поэтического слога и диапазона гармонии.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru
Об авторе