Когда Владимир Кехман неожиданно и непонятно был назначен Валентиной Матвиенко, директор петербургского Малого оперного театра, ему для приличия нужен театроведческо-продюсерский диплом. Как необходимая часть на большом портрете маслом.
Ведь очевидно: «авторитет» может быть эффективным менеджером и возить всякую другую растительность из Эквадора, но это не синоним авторитетности в профессиональной деятельности. И Кехман стал студентом-заочником Санкт-Петербургской театральной академии.
И однажды в списке семинарской группы я увидела его имя. У меня никогда не было счастья видеть студента Кехмана в актовом зале, где должна была научить его основам анализа спектакля. Естественно, моя рука не снял ему ни одного зачета, но когда пришло время дипломных пылника, я пораженно увидела в списках дипломников беззачетного студента Кехмана. И с негодованием отправилась, чтобы узнать — как это (впервые в жизни!) могло случиться.
В ректорате мне сообщили, что Кехман научился на чисто «индивидуального плана», а тесты поставила ему проректор Светлана Мельникова. И что не она виновата — ее сказал ректор Лев Сундстрем. Но и это не его вина: ему приказали из Дворца, где тогда еще правил Матвиенко, благоволившая к Кехману (сильно подозреваю — и нынешний применение его в Новосибирскую оперу, произошло не без его участия).
Кажется, что в академии громко, но бесполезную песню упора тогда она пела сама. А типичным было больше. Тогдашний растительные технологии постановочного факультета Алексей Порай-Кошиц написал на своей странице в facebook:
«Я иду на улицу (не заасфальтированному до сих пор), на встрече ректор с зачетной книжкой в руках. Останавливает меня и просит, чтобы поставить зачет дипломнику по нашему предмету задним числом, так как только директор имеет право это сделать. Я спрашиваю: а польза будет от этого студента? Я пишу, пошли вместе обратно. Перегородив лук на моховой (нарушение ПОЛИЦИИ), стоит вишневого цвета rolls-royce. Падает тонированные задние стекла, любезно высовывается рука, берет зачетку — и машина уезжает. Так я получил зачет директор уже двух опер В. А. Кехман. А двор до сих пор не приведены в порядок».
В течение этих лет не превысили порога Михайловского театра. И некоторые мои коллеги, музыкальных критиков, вы не написали ни слова о торгово-промышленной жизни этого театра. Но, в принципе, золотые бананы в различных эквивалентах делали свое дело, бойкота не вышло…
При этом спокойную и благополучную жизнь Михаила не назовешь. Протестные письма художников. Удивительная ротация сотрудников в разных отделах. А главное — бесконечные судебные процессы к Кехману, обыски (в том числе и в театре). Осенью прошлого года пресса сообщила о многомиллионном долге Кехмана перед Сбербанком и возбуждения против него уголовного дела, кашляла и даже на какое-то время давал подписку о невыезде.
И вот этого подследственного вдруг назначен директором Новосибирской оперы — безопасного театра, защищенные изнутри радением уникального директора Бориса Мездрича и приглашенных «первачами», снаружи — аудитории любовью, а в верхней части — различными призами, в том числе «Золотой маски».
Кехман теперь будет руководить двумя театрами сразу. Первый и совершенно беспрецедентным в домашнем театре.
Когда в недобросовестной руку с rolls-royce Министерство культуры официальное вложила ключи от третьей по величине оперного театра страны?
Это как будто испугалось кучка «православных активистов», которые уже давно агрессивно бузят в Новосибирске, сражаясь с выставками, спектаклями. Не так давно, по их настоянию митрополит Новосибирский Тихон, якобы, обиделся оперы спектаклем «Тангейзер» (который в глаза не видел), подал на Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина в суд. Но суд не усмотрел состава административного нарушения, и дело закрыл.
И вот, когда невинность Мездрича доказано, исполнитель роли говорит ему, чтобы извиниться верующих (за что?) и вместо того, чтобы неподсудного Мездрича назначает обвиняемого Кехмана. Призывает, не обращая внимания на голоса лидеров всех основных театрах (а в обороне «Тангейзера» печатно высказались все — от Табакова до Додина, Захарова к Фокиной, давно театральная Россия не была так единодушна).
Особенно умиляет нынешнее радение Владимира Кехмана за сохранение классики и истинного православия (на сайте Минкульта, марки Мездрича, он клянется в верности принципам, указывающий на то, что сам крещеный еврей — как будто это что-то означает…). Потому что если вы посмотрите на продукты, Михаила с позиции митрополит Тихон, то маловероятно, организует выступления приглашенных Кехманом Дмитрия Чернякова, Андрия Жолдака и Андрея Могучего…
Все мы помним из истории «чугуна» уваровский цензурный устав, принятый после 14 декабря 1825 года. Он просуществовал долго, потому что даже «Отче наш» с его помощью можно было интерпретировать в якобинском духе. И его освободили. И если бы не инициатива снизу верноподданного Фаддея Булгарина — ввести особую театральную цензуру и вернуть его в Третий отряд, — театральная жизнь России сложилась бы по-другому… Сегодня, по следам «Тангейзера», с подобной инициативой выступает заместитель главы администрации президента Магомедсалам Магомедов, предлагает ввести «приемки» спектаклей — как в хорошо забытые советские времена.
И конца-краю этого безумия еще не…
Если театральное сообщество не достигнет сейчас отставки министра Мединского, завтра рот театра заткнут уже не бананом. Просто — заткнут.
Марина Дмитревская, «Новая газета»
Об авторе