Российский шоу-бизнес восстал против Госдумы с законом о концертах

Автор:Аида Воробьёвa

Российский шоу-бизнес восстал против Госдумы с законом о концертах

Российский шоу-бизнес восстал против Госдумы с законом о концертах

Еще один «подарок» от наших законотворцев страна имеет к Новому году: вся музыкальная общественность вдруг встала на уши.

Быстро и тайно, без публичных и экспертных обсуждений, Гордость в тот момент приняла в первом чтении законопроект, который вызвал страшное негодование всего русского шоу-бизнеса, художников, музыкантов — от Земфиры до Украины.

Закон носит длинное название «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в российской ФЕДЕРАЦИИ».

Якобы борьба с фейковыми и нечистоплотными исполнителями, обманывающими население (причина, честно говоря, так себе), депутаты (а точнее, стоящие за ними силы) решают ВДРУГ весь гастрольно-концертный зал в стране на рынке взять «под капотом», под полным контролем, и мало того — еще и посадил промоутеров-прокатчиков на арендные ставки.

По мнению наших экспертов, здесь, как и во всей российской закручивающей гайки «инициативы», два дна. Первое «дно» старо и банально как мир — разделить рынок между крупными игроками, убив и растоптав «мелюзгу». Но это было бы еще пол беды. Главное-это «дно» — слова Алексея Кортнева — это «идеологическая акция», вытесняющая с рынка любой другой голос (в смысле — голос художника), не аффилированный с официозом — властными или околовластными структурами.

Конкретный механизм закона-это хорошо описано в эмоциональном открытом письме, выложенном на Facebook Бориса Гребенщикова. Объясняет: те, кто будут давать концерт в зале площадью более 400 квадратных метров, должны быть членами определенной отраслевой «организации смарт» – в ее составе должно быть не менее 50 человек. С каждого причитающиеся членские взносы: 150 тыс. злотых в год.

Борис Гребенщиков

Другим языком говоря, некоторые новые образования (СРО), которые никому и в страшном сне не может присниться, теперь будут (даже за деньги) решать, работать такой исполнитель или нет.

Вот как объяснил мне это положение Юрий Гурьев (директор Максима Леонидова, также протестующих против странного закона):

Представьте себе, теперь каждый директор Дома культуры в городе N не может просто так пригласить музыкантов, он будет обязан обратиться в СРО, а это значит, что начинающие художники из отдаленных уголков нашей необъятной просто не могут выйти ни на какие более или менее приличные помещения, ибо, чтобы для них организовать концерт, нужно будет идти на поклон к СРО, и они будут решать: пускаем, а этого нет.

Этакий один Госконцерт с худсоветами, оказывается, еще и с филиалами в области. Таким образом, мы получаем глобализации и полный контроль всей концертной деятельности. И я уверен, что нормальные, понимающие люди никогда не зарегистрироваться под этим проектом закона. Это может заинтересовать только тех художников, кто при власти, со стороны, у руля и уже делит этот «пирог». И то, что закон прошел первое чтение, то, поверь мне, уже настораживает. Нас опять хотят причесать под одну гребенку».

Уважаемые отечественных музыкантов, уже хлебнувшие и «совок», и разгул 90-х, так что совершенно не понимают: а) как можно такие вещи брать тайно, без широкой экспертной оценки; б) почему музыканты, певцы, продюсеры, режиссеры, прокатчики, в принципе, должны ходить на поклон к «дяде», чтобы им либо медленно, либо не разрешили наблюдаться в любом с концертом?

Опять возвращаемся в Советский Союз? Никоим образом мы не можем жить без клетки, намордника и поводка? Всем по наморднику и улыбка — как в «Кин-дза-дза» Данелии? Как можно требовать от людей, просто так, из воздуха, платить какие-то взносы? Или как в анекдоте про милицию: «Сынок, ты спишь, а они уже с утра ездят бесплатно!». Теперь «сынок» проснулся…

«Как это опасно? Помимо музыкального рынка это сильно ударит по театральной антрепризе. В России и сопредельным государствам, часто приезжают труппы, с населением 2-3 человека (вместе с обслуживанием 6-7); бюджет подобных спектаклей мизерен.

И представить себе, что их делами будет заниматься какой-то сертификат промоутер, который заплатит СРО бай-ин, имея надежное программное обеспечение 150 миллионов, это просто невозможно. Таким образом, антреприза на 90% накроется медным тазом.

Понятно, что не все спектакли в антрепризе хорошо — там много халтуры. Но это не причина, чтобы очистить весь рынок. Пусть зритель сам голосует рублем. И то же самое касается и выступления молодых рок-коллективов — их тысячи, и до сегодняшнего дня удалось как-то концертировать, объединялись в маленькие а-ля фестивальчики. Так вот и они все находятся под серьезной угрозой!

— добавляет Алексей Кортнев.

Всем, кто звонил, просто уже не мог сдержать эмоций. Как это отличается от благостной картины очередной скучной пресс-конференции нашего местного бога!

Все инициативы государственной Думы ужасны. Хоть один закон в последние годы, улучшил жизнь людям? В частности, этот закон существенно усложнит жизнь всем организаторам концертов и музыкантов — как известных, так и начинающих,

Возникнет что-то типа монополии, что закроет двери для большинства независимых художников. Масса мест просто закрывается, государственные организации выживут, но ничего нового в их стенах не появится, к сожалению.

Если речь идет об академических музыкантах, то, быть может, это будет еще одним стимулом для отъезда на Запад представителей нового поколения, которые не нашли себе места в государственных филармониях и жили за счет самоорганизации. Ну и понятно, что это только начало — потом будет новый закон соответствия «генеральной линии партии», цензурирование определенной музыки, некоторых художников…

— говорит композитор Алексей Айги.

Напоминаю, что в отношении закона подписались уже Бутусов, Гребенщиков, Кинчев, Кортнев, Земфира, Светлана Сурганова, Максим Леонидов, Лагутенко, Макаревич, Полина Осетинская, композитор Владимир Мартынов вместе с женой, известной скрипачкой татьяной Гринденко и т. д. Число противников, со дня на день растет.

«Что у нас происходит?! Все разваливается на наших глазах! Мало того, что классическая музыка и без этого не может быть самоокупаемой, да, такого рода инициативы глобализации рынка — это вообще конец всему,

Если кто-то будет вынужден заплатить за наши концерты в СРО такие бешеные для нас деньги, о каких концертах будет ходить??? Теперь и без того колоссальные трудности — нет денег, организовывать концерты невозможно без хороших спонсоров; я за 15 лет уезжала из страны только на концерты в Красноярске, Чите и Иркутске. И это все! Никто платить не может. А если эти СРО еще довести его до конца сработает на нашу деятельность.

— в сердцах возмущается Татьяна Гринденко.

Противники убедительно доказывают, что закон в таком виде абсолютно не принимает во внимание ни ежегодные студенческие и молодежные фестивали, ни благотворительных мероприятий; не учитываются также интересы профессиональных организаторов, работающих исключительно на местном рынке: «Где найти 49 партнеров для организации СРО организатора детского праздника в отдаленном районе Восточной Сибири?» (Этот проект закона, обязуется тем самым СРО состоять не менее чем из 50 членов-прокатчиков.)

«Понятно, что я в первую очередь беспокоюсь за свой учебный семинар, но как бы там ни было, любой закон, необходимо совместно обсуждать, а не просто взять и поставить всех перед свершившимся фактом. Те же взносы: для кого-то 150 000 — небольшая сумма, а для многих организаций это огромные деньги; классическая музыка несравнима до поворота со сценой, и здесь нужно быть очень осторожным»,

— говорит Денис Мацуев.

Так что теперь главная задача — придать делу максимальную огласку, организовать антилобби, чтобы странный проект прошел подробное обсуждение всех музыкальных и художественных кругах. Есть простая формула: не можешь — прогнут.

«Надо настаивать на второй версии закона, а мы получаем идеологическую диверс… идеологическую акцию, где весь рынок подчиняется конкретным людям, с которых государство может спросить,

— заканчивает Алексей Кортнев.

И в этой ситуации никакой альтернативной музыки или альтернативные мнения не может быть выражена. Мы с Басковым, Киркоровым и другими преданными нынешней власти людей. Все! И страшно то, что именно здесь на первом месте вовсе не экономические интересы (крупным игрокам на театральную антрепризу меня не волнует); это делается, чтобы полностью контролировать рынок, как во времена Советского Союза.

О ситуации вокруг закона

История законопроекта «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации», наводит на мысль о том, что есть очень серьезные лоббисты в высших эшелонах российской власти.

Во-первых, объемный документ (28 стр.), был внесен в Госдуму 1 декабря 2015 г., а уже 15 декабря прошел первое чтение. Это случается только с недвусмысленно выраженной политической воли правительства или Администрации Президента.

Во-вторых, среди авторов законопроекта сначала оказались глава Комитета по собственности Сергей Гаврилов (КПРФ) и первый заместитель председателя Комитета по культуре Зугура Рахматуллина («ЕР»), но к ним быстро завоевали еще 8 единороссов. Кроме госпожи Рахматуллиной, ни один член Комиссии по культуре под текстом не подписал. Это позволяет предположить, что настоящие авторы сидят не в Министерстве культуры. На это косвенно указывает и огромное количество «серьезных замечаний» (7 страниц!) в заключении Комитета по культуре: там говорится о поддержке инициативы в первом чтении только при условии его развития ко второму чтению.

Кстати, на странице проекта закона в официальной электронной базе парламента означает, что введен документ — «совместного ведения», т. е. перед первым, и перед вторым чтением необходимо отправить на 30 дней, в регионы для получения отзывов. Этот срок может быть сокращен по решению Совета Государственной. Но нет дистрибутива вообще не было.

Господин Гаврилов в беседе с «МК» заверил, что текст «серьезно изменена» ко второму чтению с учетом замечаний Комиссии по культуре — «без особой спешки» и «с учетом зарубежного опыта». Он полагает, что саморегулирование зрелищно-развлекательных — это единственно возможная альтернатива для более жесткого государственного регулирования и контроля».

Ян Смирницкий, MK.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ