Роман Минц: «Иногда изображают взрослых»

Автор:Аида Воробьёвa

Роман Минц: «Иногда изображают взрослых»

Роман Минц. Фотографии Карина Градусова

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», который создали музыканты, и финансово поддерживают слушателей, в январе празднует двадцатилетие.

Традиционный сбор друзей, разлетевшихся по всему миру, с годами выросла необходимое культурное мероприятие московских зимних каникул. Каждый из четырех дней имеет свою концептуальную тему, последний гала-концерт состоит на ожидания участников.

Один из главных организаторов предстоящего праздника – скрипач Роман Минц (руководит фестивалем на пару с гобоистом Дмитрием Булгаковым) рассказал о том, что было и будет.

– Роман, как действующая история Planeta.ru?

– Кампания по сбору средств на проведение фестиваля очень важно во многих аспектах, потому что мы не только собираем деньги, но и создаем прецедент – факт сбора говорит о доверии к нам, общественности, так как большая часть денег идет на рекламу программы фестиваля. Честно говоря, я еще не знаю таких примеров в нашей области.

– Что бы ты сделала, если бы сейчас провели первый фестиваль?

– Так же бы поступили, но уже сознательно. Мы все делали правильно на интуитивном уровне, и ни о чем не жалею. Хотя, конечно, в 20 лет не чувствуешь, что все сложно. Ты даже не знаешь, что ты можешь. Потом появляется жизненный опыт. Становится легче. И появляются новые трудности.

– Например?

– Тогда за свой счет приезжали, на самом деле сами финансируют фестиваль. Сегодня уже люди играют много и везде. Они хотят, чтобы им оплатили дорогу, например. Времени у всех стало меньше. Иногда кто-то может приехать только на два-три дня.

– Почему «Возвращение» был сразу правильным?

– Наверное, потому, что делали именно эти люди, а не другие. Кадры решают все. Это история конкретной компании людей, которые хотят играть вместе. Компания расширяет и дополняет, конечно, но суть та же.

– Со временем изменилась фестивальная атмосфера?

– У нас такие же уроды, как и раньше, только теперь иногда изображают взрослых. Но что-то определенно меняется. Теперь до утра не сидите, потому что утром нужно отвезти детей в детский сад. Не носите на себе средства, потому что спину и проще заплатить грузчикам. Однажды ночью на морозе поместить плакаты, печатали на ксероксе, если благодать. И это нормально. Все в свое время.

– Вы чувствовали какие-то последствия, когда начали?

– У нас были примеры перед глазами. Мы в детстве ходили слушать «Декабрьские вечера». Когда я учился в школе, начался фестиваль «Памяти Олега Кагана», там он много играл консерваторские студенты того времени. Помню еще, я читал что-то о Локенхаузе. Все, что с тобой происходит, тебя формирует.

– У вас есть цели?

– Да, маленькие, и возможно для исполнения. Планирование – неблагодарное дело. Жизнь на столько разнообразна, что вмешивается в каждый план.

Мы просто создаем новые программы. Мы даем людям темы, отправляют свои предложения. Все мы слушаем, мы думаем, какие выбрать произведения. В годы выработались определенные правила: как правило, не соответствуют транскрипции, и то, что когда-то игралось. При этом сочинение должно подходить программы по объективным причинам.

См. также:Ностальгия без деконструкции

Вот у нас, например, концерт о несчастной любви. Чтобы композиция подходила, необходимо иметь «научные» доказательства того, что произведение о том: слова композитора, свидетельства друзей, какие-то исследования. А то получится, один считает, что это о любви, с другой – что о войне.

– Конечно, кто-то оскорбляет.

– Хлопать дверью – не помню. Хотя чувствую, что да. Только мы с Димой, мы видим общую картину. У нас в среднем в год участвует 40 человек, и все талантливые. Каждый имеет свои предпочтения, амбиции, свои видения и желания. Поэтому очень важно, чтобы правильно сформулировать тему для участников, объяснить свою точку зрения. Иначе бы все было на уровне: нравится или не нравится. Программы было привлечено из любой музыки.

– Что вписать в окончательный список программ в этом году?

– Первый концерт мы назвали «Муки любви». Там будут письма, так или иначе связанные с несчастливой любовью: Листа, Брамса, Яначека, Русселя, Кюсса и Невского. Второй называется «Закат». Там звучит Десятников, Респиги, Родриго, Мюрай, Шуберт. Третий концерт – «Эпитафии». В него вошли произведения Сметаны, Брамса, Бородина, Метнера, Пуленка, Локшина и Ахунова. В финальном концерте будет масса Стравинского…

– С днем года Игорь Федорович?

– Это был несчастный случай. Никогда не празднуем круглые даты, и наоборот, если мы делаем концерт, посвященный тому или иному композитора, то в «некруглый» год.

– Это правда, что Лев Маркиз специально приедет на заключительный концерт?

– Да, если все состоится, то он продирижирует «Зигфрид-идиллией» Вагнера. Он сам нас нашел. Он сказал, что атмосфера фестиваля напоминает ему его молодость. Приедет в Москву 6 января. Вы, наверное, уже 8-го дня мы будем тренироваться.

– А письма, которые желаете, чтобы вошли, но раньше не получалось, а теперь будут?

– Были случаи, когда долго не придумывалась программа к какому-то сочинению, которое он очень хотел играть, но в конце концов все получалось, хотя в течение нескольких лет. В этом году такого нет – все новые и новые хобби. Лично для меня главным сочинением будет трио Шуберта, потому что это гениальная музыка, и сейчас я чувствую острую влюбленность в этого рассказа, пока не безответную.

Очень дорого то, что прозвучит реконструкция трио Яначека. Кстати, это будет первое исполнение в России. Всю жизнь я играю «Эскизы к «Закату» Десятникова, но никогда не играл на фестивале. Этот пробел мы заполним в этом году. В общем, будет много интересных работ. 90% музыки мне очень нравится. Кроме того, я уважаю выбор участников.

– Что будет далее с «Назад»?

– Может, что-то дальше и будет, а может ничего. Это живой организм, не может жить вечно, мы не ставили перед собой такой задачи. Не хотелось бы дожить до ситуации, когда мозг мертв, а тело живет. По крайней мере, я надеюсь, что этого не произойдет.

Анна Ефанова, «Ведомости»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ