«Сказки Гофмана» на сцене ставропольского Края
Мариинка в полузастое, Большой театр в ожидании, Урал в расцвете, современный танец в разгаре.
Опера и балет: Урал как новый центр
Нужно сделать вывод: оперы в Перми и Екатеринбурге работают ярче и стабильнее, чем театры Москвы и санкт-Петербурга.
В Перми в этом году появились «Сказки Гофмана», где режиссер Екатерина Евангелатос посмотрела на гофмановский сюжет неожиданно жестким взглядом, подчеркнув, что силы зла с силами зла, но причина всех бед поэта – в нем самом. Грянула блестящая дилогия, собранные из редких произведений Шостаковича (незаконченная опера «Оранго» и балет «Условно убитый»). Впрочем, виды в этом гениальный комикс, приключения, требование Мирошниченко, проникают друг в друга.
Театр играл в самую классическую классику – в «Князе Игоре» поставили исторические декорации и собранные в один спектакль почти все наброски Бородина, почему опера была массивной, грузной, солидной, и певцы, потешая странную общества плакатными жестов, сохранили искренность и свежесть интонации.
В финале года Алексей Мирошниченко сделал свою версию «Лебединого озера» — сохраняя большую часть оригинального текста, он, между прочим, автором зрелищное противостояние белых и черных лебедей в последнем акте балета. Важно помнить, что в семейном Теодором Курентзисом населенных Пунктов, опера не то, чтобы специально борется с имиджем «театр одного дирижера», но без каких-либо громких заявлений, тщательно и последовательно ставит замечательных музыкантов, которые работают в нем, кроме maestro.
За «Сказки Гофмана» на «Золотую маску» выдвинут молодой дирижер Артем Абашев, а власть «Князя Игоря» джулиана господин Валерий Платонов; «Оранго» Курентзис при этом забрал к себе – и то, с каким приводом идет эта дилогия, слышать просто необходимо. В феврале спектакль в пути в Москву на «Золотую маску».
В Екатеринбурге начали год с «Риголетто» в постановке Игоря Жукова – одетые в хипстерские наряды, герои сохранили все мотивации исторического сюжета и все страсти, прописаны либретто. Осенью здесь выпустили внятную «Кармен» в постановке Александра Тителя, но основные события года были балетными (opera в прошлом году опубликовала сенсационную «Сатьяграху» Филипа Гласса и ждет следующий, не менее сенсационную «Пассажирку» Моисея Вайнберга).
Это «Тщетная предосторожность», где Сергей Вихарев соединил две легенды классического балета – «Консерватория» Бурнонвиля, и, собственно, «La Fille mal gardee», и поручил проект спектакля Альоне Пикаловой (вангоговские стога вошел в балетный класс и стали декларацией условности театра и легкой насмешкой над ней). А также «Занавес» Вячеслава Самодурова, в котором прима Большого театра Мария Александрова биться, и взлетала, транслируя ужас артистки перед выходом на сцену.
Кроме того, на екатеринбургскую сцену была перенесена раннее балет лидеров Нидерландского театра танца Пола Лайтфута и Соль Леон «Step lightly», где «урал» труп нашла почти голландской гибкость и чувствительность на стиль. Еще в Екатеринбурге точно почистили «Лебединое озеро», разучив почтенную версии Константина Сергеева, а осенью провели очередную «Dance-платформу», давая возможность молодым хореографам поработать с командой. Количество и качество – все на высшем уровне.
Мариинка: а также в области балета
В балете Мариинки – застой. Не, там по-прежнему здорово танцевать доступен репертуар, труппу приходят замечательные выпускницы Вагановского школы, и балетоманам еще что-то ждать и что обсуждать. Но за весь год единственная премьера — дилогия детских утренников «Бэмби» и «В джунглях».
Интересная с музыкальной точки зрения (и возникшая в жизнь интересы Валерия Гергиева к музыке забытых советских композиторов), дилогия оказалась бессильной в хореографическом плане. Молодой режиссер Антон Пимонов, уже успел сделать несколько забавных работ, совершенно потерялся в обилии животных, реплики которых пришлось сочинять на сцене.
30 декабря в Мариинке ожидается премьера одноактовки Раду Поклитару «Симфония в трех движениях». И это, в общем, все. Еще один (!) сразу был показан балет молодого автора Максима Петрова – «Дивертисмент короля», прекрасно увлажняющий между стилем барочного театра и насмехаясь над королевских конвенции. Я понимаю, что Юрий Фатеев, что руководит балетной группой, просто не может требовать от управляющего театром Валерия Гергиева большего внимания к балету в команде, необходимых денег, необходимых решений.
В результате театр зарабатывает на балете, использует его и не дает развиваться. В опере премьере (не слишком интересно с точки зрения режиссуры), а в балете – увы и ах. Санкт-петербург обеспечивают балетными зрелищами high-класса два фестиваля – весна Dance Open и «Дягилев P. S.» в конце осени; Мариинка буксует.
В Значительной году прошел в смутном ожидании изменения; давно было ясно, что назначенный директор Владимир Урин не будет работать с худруком балета Сергеем Филиным. Пол года появились слухи – вплоть до самых невероятных, пол года было известно, как строить планы на будущее, если в будущем, конечно, будет управлять другой человек.
В начале года Урин подтвердил, что контракт Филину не будет продлен; осенью был, наконец, объявлен преемник – Махарбек Вазиев. Вагановский выпускник, танцевавший в Мариинском, а затем который руководил своей командой в самые удачные для балета годы, оставит нынешний пост в «Ла Скала» для работы в Большом. Произнесенные им декларации пока очень общие – каких-либо резких заявлений, но я понимаю, что грядут изменения. Будет ли это «на Махаре» более успешных премьер-министр? В этом году настоящим успехом стал только «Герой нашего времени» в постановке Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова. Сегодня настроение – неопределенность.
Несколько в «подвешенном» состоянии прожил год и балета московского Музыкального театра – его худрук Игорь Зеленский в следующем году должен возглавить балет Баварской оперы. По доносящимся из Мюнхена, видимо, (а в балетном мире все все о себе знают), местный театр он хотел получить в балетную звезду в единоличное свое распоряжение. Сам Зеленский говорит, что будет работать и в Москве тоже. Заставят его германия отказаться от этих планов?
Видимо, в ожидании изменения трупа слегка расстроен – и вечер балетов Джерома Роббинса был сделан на премьере не лучшим образом. Непонятные и репертуарно-кадровые решения – «Расемон» Григория Варламова был передан не балетмейстеру, а помощник оперного режиссера Ирины Лычагиной. В результате кажется, что спектакль построен на принципе «каждый художник показывает это движение, что лучше всего ему удается»; в комплект входят собранные в засыпанному пылью принципу «драмбалета».
Музыкальный театр стабильно показывает высокое качество в опере – «Хованщина», где ужасающе мощный Хованским стал Дмитрий Ульянов, и где разговор о том, что это вообще русский народ, вели безжалостно и ярко. Встряхнули Москвы и «Медея» с Хиблой Герзмавой; балет же Музыкального в этом году не радует.
Что значит современного?
Современный танец по-прежнему заниматься своими делами. Появились яркие дебютанты – группа «Воздух» из Краснодара со спектаклем «Всечтоямогубыть», поставленным Олегом Степановым и Алексеем Торгунаковым; в самом деле, contemporary dance красивый, это факт, что – в отличие от классического балета – в любом месте в стране внезапно может появиться маленькая труппа, которая может потратить немаленький по значению спектакль. Давно покинувший Москву для Таллина Александр Пепеляев поставил «Кафе » Идиот» в современном ансамбле «Балет Москва», где выкрасил классика в красный цвет, но при этом сохранил Достоевского Достоевским.
Только до конца года московская группа «.В..Танец» показала в Боярских палатах отличный спектакль «Кровь», где без каких-либо истерии, чрезвычайно осторожно и с юмором, работая над взрывоопасной сейчас темой, он говорил о корнях человека, о еврейских дедушках и корейских бабушках, что они живут в жилах нынешних жителей.
Отпраздновала 25-летие одного из лучших российских коллективов современного танца – екатеринбургский ТанцТеатр под руководством Олега Петрова; по случаю юбилея они плясали нежные, эксцентричный и грустно «Сны Феллини» (общая постановка драматического режиссера Григория Лифанова и французского хореографа, Фабио Лопез). Летом питерский «Каннон данс», как правило, провел один из лучших в стране фестиваль современного танца Open Look, где получил пространство абсолютно всем труппам – от тех, что еле-еле ползут к тому, что резко прыгают.
Фестиваль «Диверсия» в Костроме вновь показал, насколько разные это может быть современный танец – и как художники из разных стран говорят о самых важных в жизни вещей. Пусть ужимались бюджетов; пусть в больших театрах народ жил в тревогах и гаданиях по поводу возможных изменений; в contemporary люди работали, надеясь только на себя и создавая замечательные спектакли. Именно это внушает надежды.
Анна Oc, teatrall.ru
Об авторе