Тимофей Кулябин. Фото: Евгений Курсков/ТАСС
Молодой режиссер Тимофей Кулябин, который прославился скандальной истории с «Тангейзером» в Новосибирской опере, дебютирует в Большом театре. На Новой сцене ГАБТа поставил оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». В воскресенье пройдет генеральная репетиция спектакля, последние которого пройдут с 19 по 24 апреля, сообщили в пресс-службе ГАБТа.
Как ранее говорил в интервью генеральный директор Большого театра Владимир Урин,
«беседы об искусстве в ГАБТе Оба Кулябиным происходили задолго до «Тангейзера». «Я думаю, что «Дон Паскуале» в режиссуру Кулябина может быть интересным, живым представлением»,
– ожидается Урин.
Об опере «Дон Паскуале»
По мнению музыковедов, «Дон Паскуале» – практически эталон жанра. Если нужно привести пример идеальных опер-буффа, «Дон Паскуале» имеет все шансы, чтобы занять верхнюю позицию в рейтинге, считают специалисты. В спектакле рассказывается, как старик решил жениться на молодой девушке. В постановке есть все: интересная история, качественный юмор, комические положения с переодеваниями. И персонажи под стать предлагаемые условия: как будто все они вышли из комедии dell ‘ arte.
Но не все так просто: в этой оперы двойное дно. Уже в первых откликах на премьеру французские газеты писали:
«Драматическая краска «Дон Паскуале» – грустная буффонада».
За этим праздником жизни и молодости у Доницетти скрывается глубокая меланхолия, с блестящим шутка – горькая ирония по отношению к любви, браку и жизни.
Эта опера – один из последних у Доницетти. Она написана в зените его славы, но уже появились симптомы заболевания, из-за которой всего два года спустя он перестал сочинять музыку.
«Я смеюсь, но это, как известно, что я чувствую печаль, которую я скрываю под мишурой веселья»,
– писал Доницетти одного из своих родственников. Тем не менее, он по-прежнему работал в рекордно короткое время.
Существуют различные мнения относительно того, сколько времени это заняло у композитора на сочинение этой оперы. Некоторые считают, что управился за восемь дней, другие – за одиннадцать, а еще другие – что ему понадобилось целых три недели.
См. также:»Евгений Онегин» Чернякова: восемь лет спустя
Однако в ноябре 1842 года в парижском Итальянском театре начали готовиться к премьере, которая состоялась 3 января 1843 года и завершилась полной победой. Композитор неоднократно вызывали на сцену, многие номера повторялись на бис. В том же году эта опера была поставлена в Милане, Турине, Вене, Лондоне, Брюсселе и Лилле. И до сих пор «Дон Паскуале» по-прежнему является одним из самых репертуарных опер Доницетти.
Несмотря на популярность, в Большом театре «Дон Паскуале» ставили только два раза – в 1850 и в 1872 году. И вот теперь, спустя почти полтора столетия, спектакль вновь возвращается на сцену Большого.
Современное прочтение
По словам постановщика спектакля Тимофея Кулябина, предлагает зрителям взглянуть на героев оперы не на какие-то маски, а как на живых людей. Героев спектакля прошел в XXI век. Активные оставил только место действия – Рим.
«Я стремлюсь к тому, чтобы история перестала быть абстрактной театральной шутка, чтобы все герои обрели плоть и кровь современных людей, он пытался найти им точные прототипы в современной реальности. Так что мне пришлось придумать любую профессию, социальный статус, биографию»,
– пояснил режиссер. –
«Одной из основных трудностей оригинального либретто заключалась в том, что дон Паскуале, будучи человеком очень состоятельным и не молодым, абсолютно наивен в своем отношении к противоположному полу. Почти как ребенок. Представьте себе такого человека в современном мире очень сложно. Нужно было найти достоверную картину, потому что природа этой странной наивности – пружина развивающейся интриги».
В одном из поездов партию дон Паскуале исполнит приглашенный итальянский бас Джованни Фурланетто. В спектакле также заняты приглашенный солист Большого Николай Диденко, солисты оперы труппы ГАБТа Николай Казанский, Олег Цыбулько, Игорь Головатенко, Константин Шушаков, Станислав Мостовой, Венера Гимадиева и выпускники Молодежной оперной программы, а теперь приглашенные артистки театра Нина Минасян и Кристина Мхитарян.
Дирижер-постановщик – маэстро из Польши Михал Клауза. Современное сценографическое декораций для спектакля сделал художник Олег Головко.
См. также:»Танцующие фонтаны» — шоу на ВВЦ
Ольга Свистунова, ТАСС
Об авторе