Сервис «Мадонна», производства ГДР
Минувший год запомнится в музыкальном мире как «год » возрожденного» Международного конкурса имени Чайковского.
В пылу пафосного патриотизма, который сопровождает всю нашу жизнь последние несколько лет, государство обратило внимание на знаки, всегда способствовавшие укреплению величия страны, создания ее положительного имиджа в мире.
Денег не жалел: дорогие награды, маститые члены жюри, много иностранных участников.
Результаты оказались весьма странно! Победители прозябают в тени победителей, несмотря на свой небольшой «ванклиберна» страна по-прежнему получила в лице французского пианиста Люки Дебарга. На фоне праздничной трескотни быстро забываются многие проблемы, продемонстрированные конкурс до и после. Посмотрим, удастся ли оргкомитету решить хотя бы некоторые из них.
Но эта заметка не о «чайник», как принято называть главной головной болью музыкальных конкурсов в России, а о целом «чайном сервизе», в который превратилась музыкальная жизнь в России сегодня. Этот сервис парадный, такой гэдээровская «Мадонна», украшавшая кладовые счастливчиков в советские времена. Бензиновые двигатели ее разводы были предметом гордости и славы, демонстрировали принадлежность к закрытому клубу советской номенклатуры.
Вот и сегодня вы, именно русская баба в кокошнике, ставит мир на тарелке свои бензиновые разводы музыкальной культуры. А в след за ней, и регионы стараются получить, если не служба, то, по крайней мере, кофейный сервиз в виде знаменитых музыкантов, а в конце – чайную ложку пару звезд.
В каждом регионе хотят видеть только известных музыкантов, главная культурная политика этой страны. Редко задаваясь вопросом забота, развивать, создавать культуру на местах. Лучше собирать звезды.
После скандала с Пермским театром, в котором был куплен целый оркестр со знаменитым дирижером, губернаторы в регионах борются борются за право проводить фестивали, конкурсы, премьеры. К чему, например, было строить и открывать во Владивостоке opera, если его немедленно превратился в филиал Мариинского театра? Кому нужен еще один Киров-Опера?
Каких плодов ждать от такого сценария развития музыкальной культуры в стране, если потемкинские деревни от культуры начали расти, как грибы после дождя, поражая воображение неофитов губернатора в креслах? Оказывается, что к черту летит многолетняя практика успешной работы в регионах многих музыкантов. Хорошо, что, например, в Екатеринбурге понимают значение многолетнего сотрудничества оркестра филармонии и Дмитрия Лисса. Но завтра может так случиться, что новый губернатор хочет инвестировать в приглашенных звезд, и что тогда?
В конце прошлого года, многие с удивлением узнали, например, что министерство культуры Омской области предложило Владимиру Спивакову отказаться от награды, ее уже не раз проходившего в Омске конкурса имени Янкелевича, сделать свой путь скрипка «переходящим красным знаменем».
Конкурс в честь выдающегося советского педагога уже не раз переживал в Сибирь музыкантов и их учителей, за несколько лет конкурс сумел создать собственной репутации, которая, как мы помним из истории того же «чайника», легче потерять, чем приобрести вновь.
И можно было бы еще понять, если правительство Омской области, хотели бы инвестировать эти средства в музыкальную жизнь области: создания музыкальные школы, или превратить в местный музыкальный театр, который здесь просто ужасная. С другой стороны четкая позиция Спивакова, который, создавая конкурс с нуля, вкладывавший в него не только силы, но и собственные деньги (если бы чиновники задумались, сколько инструментов он купил один для взрослых и молодых музыкантов), не хочет снижать планку, не его это дело заниматься фандрейзингом.
Но команда министр культуры сам сказал, почему не хватает денег на конкурс имени Юрия Янкелевича. Деньги пойдут на массовый праздник, open air,
«мы договорились с Валерием Гергиевым, что примет участие в качестве великий мастер и великий дирижер… Планирует тысячный детский хор новый, пригласить ведущих солистов Мариинского театра и провести такой большой, большой праздник классической музыки…»
Мы даже не будем задаваться вопросом, кто возглавляет нашу культуру, на «отлично» путаница возврата стоит каждого министра в нашей стране, в том числе федерального. Но странно, что многолетняя плодотворная работа над созданием музыкального центра в Сибири заменить одноразовыми акциями.
Понятно, что легче поставить галочку в отчетах. Проще отбояриваться от местной интеллигенции одноразового покупки дорогого рояля «стейнвей» (это ведь и pr), чем заниматься плодотворной работой, проводить регулярно конкурс, который, конечно, укрупняет «культурный слой» области.
Как мы знаем из решения маэстро Спивакова, конкурс его имени учителя из города, в котором родился Янкелевич, будет переведен в Уфу, где родился сам Спиваков. Один регион проиграл, второй выиграл? Возможно! Но от всей этой «культурной политики» наших чиновниках на местах, что волосы дыбом.
И я хочу верить, что наша музыкальная жизнь не изменится до уровня одного гигантского хора, созданного для отчетов наверх, а будет радовать нас разнообразием и высоким художественным. И что через пятьдесят лет у нас будет много своих «ванклибернов», которые не умрут от того, что региональные чиновники все чаще внедряются в музыкальную жизнь. Им ведь не понять, что победитель каждого конкурса будет разочарован, если смогут забрать призы инструмент через год. Как в том старом анекдоте про конкурс скрипачей, в котором такой вот чиновник мечтал «, чтобы стрелять из пистолета Дзержинского»!
История из того же новосибирска «Тангейзером» показала, что мы не ценим силу нарождающегося произвола чиновников от культуры. Мы телевизор за то, что не показывают нам – не может быть! – концерт «безвкусного Ланг Ланга». А сегодня надо бояться, видимо, именно тех, кто дает деньги на культуру.
В противном случае все театры позволит приказом сверху ставить «Мазепу» о, подлость украинского правителя этого дня, а наши дети петь хором патриотические песни на стадион под названием Мариинка-13.
Вадим Журавлев, специально для ClassicalMusicNews.Ru
Об авторе