Пять шагов для решения

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Пять шагов для решения

Петр Ильич Чайковский

О пятидольном вальсе с 6-й симфонии Чайковского.

Недавно, просматривая страницы интернета, в поисках некоторых понадобившихся мне информации, я наткнулся на отрывок из книги Б. Никитина «Чайковский, старые и новые». Речь там была о Патетической симфонии, в частности – о знаменитом вальсе на 5/4. Вот небольшой фрагмент оттуда:

«… пятидольный вальс симфонии вовсе не предназначен для танцев, и, быть может, Петр Ильич намеренно выбрал такой необычный размер: грация чистого вальса, казалось ему неуместным в атмосфере симфонии, попасть настроения печали, отчаяния и безнадежности борьбы одинокого человека с непреклонными законами жизни».

Удивившись апломбу, с которым «музыкальный обзор», говорит о творческом процессе гения, и, кстати, и о жанре, истоки его музыки, я решил спросить – а что, правду говоря, интересный меломан может прочитать сегодня о второй части Патетической симфонии? Оказалось, что мало.

В музыковедческих работах, посвященных 6-й симфонии Чайковского, анализа второй части как раз обращает ни малейшего внимания. С одной стороны, обсуждать тут на самом деле ничего особенно: элегантный, романтический вальс ре-бемоль мажор, веселое настроение, которого не может поколебать даже притемненное грустью серединное трио.

В окружении оставшихся частей программы «подтекст» второй расшифровать проблему, тем более, что Чайковский, по воспоминаниям людей, ближний круг композитора, и сам говорил о том, что эта музыка относится к светлых дней молодежи поры жизни.

Авторы статей, как правило, сводятся к описанию общего характера музыки второй части (элегически-dance, выражая юношеские воспоминания, и т. д.), добавив только, что без работы угадывающийся здесь вальс необычное своим пятидольным размера, необычные этого танца.

Проблема в том, что не все любители музыки Чайковского с покрытием спарринг комментариями специалистов. Пишущие о музыке дилетанты, вообще часто проявляют склонность к «конспирологическим» фантазии на тему «что имел в виду композитор», а и повод есть: как вальс, вальс, но почему на 5/4? Неразъясненная загадка, что делает чувствительных меломанов предположить наличие в этой музыке какого-то скрытого смысла, подтекста – естественно, зловещий и роковой.

«Музыка полна радости и легкости, эта часть символизирует молодость, радость жизни, веселую беззаботность. Однако необычность ролика не позволяет нам забыть о приближающемся роке, даже в этой беззаботный и легкий вальс оборачивается вальсом смерти»

– пишет еще один любитель, блогер Таня Melamori, и подобным откровения в сети несть числа.

Если бы музыковедами получил четкое и вразумительное объяснение феномена цилиндра из 6 симфонии, спекуляций на эту тему было бы гораздо меньше. Но, как ни странно, я такого объяснения не нашел, хотя пересмотрел много статей о Патетической симфонии.

Что ж, попробуем разобраться самостоятельно, шаг за шагом. Для начала нам придется расстаться с 1892 года, когда была написана симфония, отошли почти на 50 лет, временно покинуть пределы России, переплыть Ла-Манш и в Англию.

Шаг 1, 3 марта 1846 г., Лондон.

В Королевском театре премьера: «Катарина, или Дочь разбойника», балет Перро на музыку Пуни.

Я должен сказать, что перед тем, как за балетной музыки Чайковский взял, нагрузив ее серьезных психологических материалами, этот вид искусства был по преимуществу балетмейстерским, а музыка по важности в спектакле была где-то на третьем плане после хореографии и костюмов.

В 40-х годах XIX века балет был, как мы говорим сегодня, популярные шоу, и для него тогдашние композиторы поставили музыку тоннами: тот же Пуни, автор партитур для 312 балетов.

Он вообще был трудяга, этот Пуни, Cesare Pugni, италии устроил, между прочим, написать 40 мессы, 8 опер и многое другое. Но это так, в скобках.

Жюль Перро

С Пуни сотрудничали многие известные балетмейстеры того времени, один из которых был Жюль Перро (Жюль-Жозеф Perrot), который специалисты называют крупнейшим хореографом романтического балета XIX века; он также был известным танцором и сам выступал в своих балетах.

Кажется, Перро был очень музыкален и обладал композиторским даром, пишет не только па, но и темы, которые предлагал своим партнерам-композиторов. Для «Катарина» Перро решил придумать что-то новое, нестандартное – он был мастер на всякие кунштюки.

Танец из балета «Катарина, дочь разбойника». Люсиль Гран и Жюль Перро. Лондон, 1846 год.

В этом произведении такой изюминкой стал необычный танец – вальс в пять па, в котором Екатерина и ее парень Дьяволино, (его партию Перро на написание «под себя»), «усиливали бешеную скорость». (В. Красовская Западноевропейский балетный театр: очерки истории»).

А вот и ноты этого вальса. (http://digitalcollections.nypl.org):

См. также:Новый театральный сезон в Мариинке открыл балет «Лебединое озеро»Вальс в пять па

Шаг 2, в 1848, санкт-Петербург.

Два года спустя, после лондонской премьере «Катарина» Перро переехал в Россию – страну, которая была в то время очень привлекательным для многих европейских художников. А еще через год «Катарина, дочь разбойника» был введен в санкт-Петербурге.

На главную роль в постановке была приглашена сама несравненная Фанни Эльслер, европейская звезда балета, незадолго до того с участием в театре столичного Большого театра не кем-нибудь, а лично императора Николая I.

Премьера прошла с большим успехом, «Катарина, дочь разбойника» сразу же завоевала популярность среди театральной публики, и этот спектакль на петербургской императорской сцене около 20 лет, а затем неоднократно возобновлялся.

Таким образом, Чайковский не придумал, пятидольный вальс, что известно каждому специалисту по балету и бальным танцам. (Почитать об этом можно, например, в книге В. Красовской «Западный балетный театр: очерки истории»).

Знание этого факта позволяет очистить восприятие музыки второй части Патетической симфонии от дилетантских спекуляций относительно якобы «потустороннем», намекающем на смерть вальсом пять «роковых» частях, и это, пожалуй, самое главное. Расстраиваться из-за того, что честь этого изобретения принадлежит не Петру Ильичу, не стоит.

Как это часто бывает в музыке, автором новаторского приема был гениальный композитор, а другой человек. В случае пятидольного вальс тоже был гений, но в другой области.

Чаще бывает иначе: оригинальный музыкальный прием появляется кто-то, ничего другого в своей творческой биографии не известен, а потом найти подхватывают его более талантливые коллеги, и вся слава идет. Но искусство, в конце концов, важно не то, кто является автором какого-то изобретения, а то, как это изобретение используется.

Тут-то все и дело. Предположим, подросток, а затем юноша фридрих гендель, живя в столице и часто посещая театры, я был на балете «Катарина, дочь разбойника», что вполне вероятно. Он только услышал, как где-то музыка для этого танца, и она отложилась у него в памяти, а потом, спустя 40 лет, «выстрелила». И это тоже могло случиться.

Но вальс для «Катарина» был создан как очень быстро «демоническая» танец с прыжками и резкими движениями. Характер же вальс в симфонии Чайковского совершенно другой. Не идет?

Шаг 3, подводящий нас к веселью.

Анри Целлариус, знаменитый танцмейстер

Дело в том, что вальс в пять па, создан в Англии для театральной постановки, вскоре он начал жить своей отдельной жизнью уже в другом качестве – как новомодный зал, танцы. Для этого, конечно, пришлось упростить его хореографии, делая ее более спокойной и плавной.

Поставил известный парижский танцмейстер Анри Целлариус, автор «Руководства к изучению новейших бальных танцев», который вышел в свет в 1848 году и затем переведенного на многие европейские языки, включая русский.

Обложка нот «Перротианы»

В этой книге мэтр танца не только подробнейшим образом описывает движение «Перротианы» – «английский» вальс в пять па, но и утверждает, что его автор посвятил свою хореографическое изобретение ему, Целлариусу.

Почти одновременно с франко-британской новинкой пятидольный вальс появляется и в США, что, по всей вероятности, это было следствием постоянного культурного обмена между двумя англоязычными странами.

Новшество было настолько поразительно, что автор одним из первых зарубежных «новых вальс в пять шагов», не вдаваясь в подробности происхождения идеи, называет его «The American Republic», ни больше, ни меньше.

Интересно взглянуть на ноты новорожденного танца? Пожалуйста

The American Republic

Как мы видим, даже на одной странице, этот вальс по типу музыки уже совсем близко к вальсу из 6-й симфонии Чайковского: элегически-плавная, мазурочные подскоки сглаживаются и не производят впечатление слишком резких.

В этом же духе выдержаны и другие пятидольные борьбе, созданные в этот период: на протяжении всей половины XIX века и описания их пока попадают в руководстве по бальным танцам. А так быстро, танец, с точки зрения танцмейстеров, сохраняет свою актуальность, вы можете не сомневаться в том, что время от времени, и его музыку можно услышать: на домашних играх, в исполнении ансамблей парковых – так как мало где.

Интересно, что в США вальс в пять па длилась даже дольше, чем дома, в Англии, – вспоминает в американском танца инструкции до 1893 года.

Шаг 4-й. Путешествие по Европе.

Летом 1861 года юноша Чайковский с другом отца инженера. В. Писаревым отправился в путешествие по Европе; он был и в Лондоне. Между деловыми встречами, во время которых Чайковский выступал как секретарь и переводчик, путешественники, посещая достопримечательности и предаваясь светским развлечениям, включавшим прогулки, экскурсии, походы в театр и участие в танцах.

См. также:Хождение по радости / 145 лет назад, 10 августа 1865 года, родился композитор Александр Глазунов :: Культура

Чайковский упоминает об этом в письмах к семье; необходимо отметить, что Чайковский вовсе не чурался светских удовольствий и наслаждения, в молодости особенно. А по возвращении в Петербург он принимает окончательное решение отказаться от карьеры чиновника и связать свою жизнь с музыкой.

Ну и что, – возразят мне, – в его письмах из Европы нет ни слова о пятидольном вальсе! Действительно, не имеет. Но ведь Чайковский и об обычных, трехдольных вальсах ничего не пишет, да и зачем?

Танцевальная музыка была для светских людей того времени чем-то довольно часто – звуковым фоном жизни, каждый день играет средой, неотъемлемой частью живого языка музыкального века. Подобные впечатления, как правило, не анализируются, они просто улавливаются чуткими ушами музыканта, записанные в памяти и в нужный момент появляются сами по себе, как правило, совершенно непроизвольно, создавая чувство иррациональное, не объяснимого с точки зрения логики выбора, но очень, очень точно… у гениев, конечно.

Шаг 5-й. 1888 – 1892, Англия и СОЕДИНЕННЫЕ штаты, Симфония «Жизнь».

В эти годы Петр Ильич много времени проводит за границей, и это не в качестве туриста, а не из-за изменения ситуации, а – впервые в жизни – как гастролирующий музыкант. Он становится «звездой» европейского уровня.

В 1888 году, 27 лет спустя после первой поездки композитор снова попадает в Лондон, в 1989 году – снова. Зимой 1991/92, будучи в Париже, он встречается с Фанни Дюрбах, гувернантка, занимающейся воспитанием детей Чайковских, и эта встреча, по его собственному свидетельству, выраженному в письме к брату Модесту, производит на него сильнейшее, «волшебное» впечатление: как будто снова переносит в детство.

Чайковский в целом, как и многие ранимые и творческие натуры, был человеком «с детства», путешествующим в жизни парнем с ранней юности – об этом свидетельствуют многие детали в его дневниках и доверительной переписке с братом Модестом.

В конце 80-х годов, Петра Ильича родилась концепция новой симфонии с программным подзаголовком «Жизнь», над которой он работал в течение весны и лета 1891 года, но результатов не был доволен. План музыкальной «автобиографии», в измененном виде был переименован позже в Патетической симфонии. Этому предшествовали несколько важных событий.

Весна 1991 года – лук гастрольная поездка в США, во время которой Чайковский в полной мере почувствовал себя мировой звездой. Это был большой успех, победу, чеканно-маршевая походы самой Славы, отражение которой можно услышать в синкопированном ритме Скерцо 6 симфонии, напоминающим мне «американизмы» Дворжака… прости, я задумался.

Ну и на конец февраля 1892 года Чайковский получает письмо от ректора университета в Кембридже профессора Джона Пейла, а в нем вопрос: согласны ли вы с тем Чайковский, звание почетного доктора этого вуза и приехать на празднование 50-летия их Академического Музыкального Общества в июне следующего года?

Cambridge

Все, ассоциативный круг замкнулся. Пятидольный вальс в знаменитом английском балете – вальс в пять па, который танцевал на балах в 50-60-х годах XIX века, и который впоследствии был практически забыт – юношеские впечатления от Англии – новая встреча с ним почти 30 лет…

В конце марта Чайковский завершает финал и вторую часть симфонии. 24 марта на рукописи симфонии, знак, сделанные рукой композитора: «Кончил черновые эскизы вполне». Пятидольный вальс родился.

Невероятно красивый, нежный, капризный-элегантный и в то же время какой-то отстраненный, посвященный, чем это нереально… Да, несомненно, этот флер нереальности в нем присутствует. Тем не менее создает его сам не пятичетвертной размер, как мы видим, довольно распространенная в танце (была ведь еще и пятидольная бальная мазурка!), а это, как Чайковский им пользуется, как умело манипулирует непроизвольные клетками, как стирает метрическую сетку, меняя и чередуя акценты: «раз — два-три, раз-два, раз-два, раз-два-три».

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что я открою сейчас привычный, застарелый стереотип восприятия этой музыки, отказаться от которого многим очень трудно. Этот стереотип основывается на романтическом представлении о том, что Чайковский написал 6-ю симфонию, будучи под гнетом предчувствия близкой смерти.

На самом деле это мнение подтверждается многими доказательствами, в том числе документально. Но то, что это свидетельство, даже в письмах самого композитора, по сравнению с фактом его действительно случае ухода из жизни несколько дней после выхода самого трагедийного из его произведений? Роковое стечение обстоятельств бросает на нас тень.

См. также:Петербургский режиссер Лев Додин откроет творческий год постановкой оперы Петра Чайковского «Пиковая дама»

На нас – но не на композитора. Да, Чайковский боялся смерти, это известно. Так, как многие люди творчества, он был подвержен перепадам настроения, бывали периоды хандры и упадка сил. Но он любил жизнь с ее радостями и печалями, и этой любовью наполнена вся его музыка, эмоционально и очень полнокровная. В том числе это – не будем забывать об этом, – который писал почти одновременно с работой над 6-й симфонией.

И если бы не этот чертов стакан с холерной водой, его последующее повествование могло быть наполнен совсем другими эмоциями, естественному закону контраста – одного из основных законов творчества.

Возвращаясь в 6-й симфонии, добавлю, в связи с тем, что эффект ее трагедийного финала настолько фантастическим, именно потому, что в серединных частях его ничего не обещает (кроме наших собственных интерпретаторских шаблонов). А уже минимум – вальс из второй части, нежный, — «романтический», оттененный легкой меланхоличностью серединного трио, ссылаясь на ярких воспоминаний автора о его собственной молодости.

Живи композитор в XX веке, еще не известно – не пришлось бы ему, в соответствии с идейными установками того времени, огрубить и опошлить этот вальс, превратить его в пародию, в издевательство над «мещанскими проявлениями», враждебных всему духовному… и т. д., и т. д.

Но, к счастью для себя и для нас, Чайковского этого времени не застал, и поэтому мог позволить себе не презирать домашние виды, а относиться к ним бережно, как к друзьям и союзникам, а не как к норовящим захватить планету монстров.

Еще один вопрос. Или Чайковский – не изобретатель, не, но, по крайней мере, первый из русских композиторов, кто пришла в голову идея использовать вальс на 5/4 в симфоническом произведении? Как показало расследование, не, не был. До него это сделал Аренский, и даже два раза: в третьей части Симфонии № 2 (Интермеццо. Allegretto), а до этого в другой части Сюиты для оркестра, op. 7, написанной еще в 1885 году.

Но Аренского в «Интермеццо» не имеет этих линий, ритмических фигур, которые делают музыку Чайковского так элегантной и, внимание, больше танцев, близкой к жанровому прообразу, а в квартире характер пятидлольного вальс и вовсе стилизованно-польский, несмотря на название («Air de dance»), простоватый, точно-практично. Участие внутри тактов у Аренского сгруппированы в одном ключе: 2+3, а музыка лишена этой мечтательной полетности, которая так порабощает нас вальс Чайковского…

Это все о знаменитой «странной» вальсе с 6-й симфонии. Этот разговор тянет на продолжение: как вообще ритма и интонации бытовых жанров преломляются в мозгу композитора? Как из этих простых, как полевые цветы, звуки, в результате растут сложные музыкальные образы? Но этот разговор уже означал бы вторжение в область профессиональных тайн и секретов – а мне ли их тратить?

Ну и на конец. Вот, как они танцуют вальс в пять па присутствуют профессионалы бального танца:

P. S. Когда эта статья была уже написана, один из моих друзей, — Антон Гопко, он напомнил мне еще об одном пятидольном вальсе Чайковского: «Вальс à cinq temps» с его альбома песен для фортепиано op 72. На самом деле, такое искусство существует, и, что самое главное, пряный, этот альбом создавался летом 1893 года, когда симфония была закончена в проектах и композитор работал над партитурой.

Новый вальс в пять па, даже в той же тональности D-мажор, что и знаменитые «Allegro con grazia». Но он совершенно другой – и незатейливо-милый, «мирный», как будто звучащий из музыкальной табакерки. 6-я симфония была написана. Жизнь, нормальная, человеческая жизнь, продолжалась.

Андрей Тихомиров

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ