Проклятие оперы

Автор:Аида Воробьёвa

Проклятие оперы

«Осуждение Фауста» Берлиоза. Фото – Дамир Юсупов / Большой театр

Большой театр закрыл сезон драматической легендой о фаусте и Мефистофеле.

Впервые сочинение Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» — о герое, решительном противоречии бытия с помощью дьявола и жестоко за это наказанного, — прозвучало на сцене Великого в 1907 году. Последний — в 2004.

При этом статистика производств не содержится упоминания о оперных прочтениях произведения — только концертом, даже не популярный в настоящее время semy-stages. Впрочем, как и оставил Гектор Берлиоз, назвавший свое произведение драматической легендой, но не оперой.

Однако на этот раз в Большинстве, не смог устоять перед искушением обыграть двух с половиной часов музыки. Инициатором, я думаю, что он был музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев — не раз исполнял «Приговор» на различных эстрадах мира и привозил его с Национальным оркестром Тулузы в Большом зале консерватории.

В качестве режиссера был приглашен патриарх европейского театра Петер Штайн, известный постановкой великого «Фауст-марафон» в рамках ганноверской промышленной выставки-ярмарки Экспо-2000.

Во взглядах на «Фауста» молодой дирижер и почтенный режиссер разошлись. Штейн считает, что это за счет позднего включения Тугана в сцене, но причина, скорее всего, в несовпадении ментальностей.

«Осуждение Фауста» Берлиоза. Фото – Дамир Юсупов / Большой театр

Сохиев играет очень французскую музыку (сказывается долгая работа с оркестром Тулузы), при всей грандиозности плана экономии элегантность и замечательную артистическую небрежность. В ней много внешнего блеска, но мало подлинной непосредственности.

Из певцов в этом случае особенно хороши те, кто более заботится о психологической правде, а о вокале красоту. Александр Виноградов (Мефистофель), игриво, проверяющий, является ли его баритон освоить бас низких частот, и Юстина Грингите (Margarita), которые с любопытством опыта в сопрановых регистрах свое mezzo, выглядят более убедительно, аргентинского тенора Артура Чакон-Крус, который трогательно выпевает каждую ноту, но от избытка чувств срывается на вершине.

Камень, в отличие от своих прекрасных коллег, в режиссерских штудиях честным, добротен и логично, что и нашло выбранный им бесхитростный жанр мистерии. Девиз маэстро — простота, простота и еще раз простота.

На венгерский марш с живой мелодией и возбуждающим ритмом маршируют пару взводов. Коленцев в эпизоде много, и пока маршировка не закончится боем и вездесущие укладыванием, зритель успевает устать и от музыки и от сюжета.

См. также:Пермяки снова увидят «Королеву индейцев»

Удовольствие нежную колыбельную и воздушным вальсом прерывает бродя между розовых лепестков миманс, несущий Фауста и Маргариту, как павших в боях героев. Фауст-философ с мятежным «Просьбой к природе» возникает на фоне допотопной видеопроекции из бурлящей воды и катящимися в пропасть валуны, а на «Менуэт блуждающих огней» толпа статистов с неоновыми палочками совершает «змея» и «волны».

«Осуждение Фауста» Берлиоза. Фото – Дамир Юсупов / Большой театр

В одной из самых драматических сцен — «Прыжок в пропасть» — это старинный летательный аппарат Flugwerk, структуру, ваш возраст, еще во времена барда императорской сцены Карла Барабана, а также текущая проекция видео, буквально иллюстрирующий, указанных в тексте змеи, скелеты и черепа. Ну и апофеоз этой святой простоты — ad монстров в гофрированных одеяниях и вознесение Маргариты на леске в окружении рыжекудрых девственниц.

Сказать, что музыка опошлена, — не удается. Режиссер работал честно, в рамках четко обозначенной концепции. Упрекать дирижера в нежелании следовать режиссерской концепции, язык не поворачивается. У него на пульте партитура, где написано совсем другое.

Остается, наверное, единственный выход-слушать композитора, который, как хорошая мать, знает все преимущества и недостатки своего ребенка. Он не хотел, Берлиоз, опера — ну, пусть так и будет.

«Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза, спектакль Большого театра, 2016.
Дирижер-постановщик — Туган Сохиев.
Режиссер — Петер Штайн.
Художник По Костюмам — Нана Чекки.
Дизайнер освещения — Иохим Барт.
Главный дирижер — Валерий Борисов.

Светлана Наборщикова, «Известия»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ