Поколение next начинает и выигрывает

Автор:Аида Воробьёвa

Поколение next начинает и выигрывает

Золотая маска

В течение нескольких дней фестиваль «Золотая маска» в двадцать первый раз объявит победителей. Еще с месяц будут превозносить и уничтожить, хвалить и критиковать любое решение жюри.

Потом это все будет забыто. Кто сегодня помнит имена лауреатов 1997 или 2001 года? Ну, разве, что сами победители! «Маска» в последнее десятилетие пересекает больше, чем объединяет.

С каждым годом в ее адрес звучит все больше и больше жалоб и раздраженных отзывов. С другой стороны, национальный театральный фестиваль, как призма, отражает многие тенденции современного театрально-оперной действительности.

Мне кажется, что сегодня нет ничего важнее ответа на вопрос, кто будет ставить спектакли на наших оперных сценах в следующем десятилетии? Сколько бы не сопротивлялись некоторые любители оперы, но сегодняшний театр — это царство режиссеров. Вот полная версия режиссерская концепция, умная и тонкая, подкрепленная профессиональным и одухотворенным музыкальным решением, сегодня это идеал оперного спектакля.

Последняя четверть века для русского театра была эпохой переломов. На смену единственного уважаемого режиссера Борису Покровскому пришла целая группа молодых и смелых, они сказали нам о том, что соцреализм на оперной сцене умер. И все последующие годы мы были свидетелями непрерывного поиска новых методов, изменения парадигм, борьбы за театр в роли театра, а не костюмированного концерта.

За 25 лет этой неустанной борьбы, многие из тех, кто начинал нонконформистом, стал графоманом, другие, получив в управление новые здания и реставрированные особняки нести управленческое альтер-эго, а кто-то, как Дмитрий Черняков, например, определяют сегодня пути развития мирового театра. Кто идет за ним? Сегодня наши театры на распутье.

Opera бум, открыто несколько новых музыкальных театров в стране, приводит к дефициту творческих людей. Каждый театр стремится сегодня сделать ставку на необычный репертуар, большие дирижерские имена, молодых исполнителей, которые только стремятся к западным контрактов. Многие руководители музыкальных театров стали известны страны, в первую очередь из-за хорошо или плохо творческих решений. В этом смысле это мировая тенденция власти оперных интендантов стала сегодня как никогда актуальна и в России.

Но наши директора отличаются от западных интендантов. Там люди пытаются создать подробные в то время концепцию, у нас пытаются родить громкие имена и названия. Поэтому сегодня наши руководители видят два пути: призвать западных режиссеров или режиссеров драматического театра. Оба имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Западные режиссеры среднего класса лучше наших, и даже звезды мировой оперы воспринимаются в штыки нашим обществом. Приход драматических режиссеров в музыкальный театр сегодня тоже не приводит к успеху, потому что у нас отсутствует институт так называемых драматургов, которые на западе часто помогают далекие от оперы мастеров сцены, проникнуть в музыкальный материал. Поэтому большие драматические режиссеры, как Лев Додина падает на оперной сцене.

И все это сегодня поколение режиссеров музыкального театра, которые имеют тайны, не доступные драматическим гениям. Они выросли в тени великих звезд, главных режиссеров и руководителей авторского театра. Они вырабатывали свой стиль в самых сложных условиях маленького интереса, в сложных финансовых условиях развития провинциальной культуры. Сегодня они, однако, прорвались к сцен, получили возможность реализации своих идей, поэтому их работа кажется из-за этого еще более значимым и ценным.

Они высказываются смело и готовы отстаивать свои идеи. Они не придумывают понятия, которые потом пытаются соответствовать непокорную результат, слушают музыку. Они делают различные спектакли, более интересно или менее интересно, но благодаря их усилиям среднее поколение режиссеров не закончено, что дает надежду на появление нового поколения профессионалов.

Сцена из оперы н. Римского-Корсакова «Снегурочка» в постаногвке Михаила Панджавидзе

Пришло время, чтобы заменить тех, кто, на мой взгляд, недооценен и достоин работать на любой сцене в России. В первую очередь это Михаил Панджавидзе, который реализовался позже своих сверстников, но в последние годы определяет лицо театра в Новосибирске, Казани, белорусском Минске. Сегодня главный режиссер Самарского театра оперы и балета и его «Белоснежка», она решила лаконичным языком традиционного театра психологического, подкрепленная новейшими технологиями в декорациях и умным музыкальным решением Александра анисимова, превосходными певческими и актерскими работами, может претендовать на любые призы в конце сезона. Его спектакли были неоднократно номинированы на «Золотую маску» и помогли многим певцам стать лауреатами.

Сцена из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Константина балакина

Другой герой нашего времени имел возможность показать свои работы в рамках национального фестиваля. Совет экспертов явно выбрал «Евгения Онегина» в постановке Константина балакина на сцене Астраханского театра оперы и балета, чтобы выгодно оттенить модернизм отдельных работ театров-избранное. Как не понравились они спектакль балакина!

Оригинальный подход, свежие идеи, яркость речи — все это показал молодой режиссер в своей работе. Есть прекрасные авторы — художник Елена Вершинина, который в состоянии бросить на реалистичные детали сценического оформления вуаль постмодернизма, что очень напоминает театральные (не фильм!) работы Поннелля. И дирижер Валерий Воронин, который сегодня, на мой вкус один из самых интересных оперных дирижеров в провинции.

Но есть режиссеры, которые не имеют собственных театров, но уже неоднократно доказали свое право сделать ставку на оперной сцене. На первом месте здесь Игорь Ушаков, который вместе с дирижером Павлом Клиничевым, сделал уже три известных спектакля в Екатеринбурге, среди которых был и один шедевр «Граф Ори» Россини. Каждая их совместная работа интересна и дует музыкальную жизнь в городе на фоне постоянных серых производств западных режиссеров средней руки.

Сцена из оперы Верди «Риголетто» в постановке Игоря Ушакова

Вот и последняя постановка «Риголетто» Верди, хотя она была ухабистой и нефти на премьере, но для меня это гораздо дороже скучной «Летучего голландца» Вагнера (режиссер: Paul curran), представленного Екатеринбургским театром на фестивале в Москве. Игорь Ушаков заявил о себе громко и в Москве, в самом деле, введение «Князя Игоря» в Большом театре в руководстве Юрия Любимова, и заменить мэтра во время постановки «Школы жен» Мартынова в «Новой опере».

Не могу не упомянуть и о Дмитрии Белове, который в ожидании оперных заказов много и плодотворно сотрудничает с театрами мюзикла и музыкальной комедии. Но нельзя забывать, что несколько лет назад его яркие работы в Саратовском театре оперы и балета определяли лицо нашего театра.

Поэтому неудивительно, что сегодня руководители музыкальных театров, удовлетворяя свои амбиции, пожимают плечами и говорят: «нет музыкальных режиссеров». Это не правда. Они, они хотят работать, они понимают, что без партии не идти никуда. Если бы сегодня наш театральный процесс возник не только желанием нахватать больше «Масок», но какой-то ответственностью за будущее оперного искусства, о которых идет речь в этой статье режиссеры были востребованы на столичных сценах в стране. А это значит, что последующие поколения режиссеров, была бы надежда на возможность творческой реализации.

Вадим Журавлев

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ