Поднимая ноги до ушей

Автор:Аида Воробьёвa

Поднимая ноги до ушей

Студентка каратэ до экзамена по классическому танцу в Академии Русского балета им. А. Ю. » в Санкт-Петербурге. Фото Сергей Ермохин / РИА новости

Мыши и призраки: кого и как выпускают школы балета.

Июнь – месяц балетного будущего. В июне проводятся вступительные экзамены в школу балета, и в том же месяце выпускники этих школ впервые выходят на сцены театров. Надежды, нервы, слезы и успехов — все смешивается в эти дни. Дипломированные специалисты из московской школы уже оттанцевали на Большой сцене; петербургские выпускники сейчас танцуют в Мариинке, а 22 июня приедут выступать на сцене Кремлевского дворца. С чего это все началось и что будет дальше?

У нас есть бюст, врачи и идеалы

На вход в петербургскую Академию Русского Балета очередь тянется вдоль здания школы — в этом году сделать своих детей артистами, хотели двести с лишним мам. Малышню (первый балетный класс приходят десятилетки) группами приглашают на занятия на просмотр, родителей в здании Академии не пускают, — толкутся на улице, сидят в автомобилях, с удовольствием слушают легенды «ветеранов» (как настоящих, прима-балерина не брали в первый год, но по-прежнему требовали своего) и накручивают себя.

Вступительные испытания проводятся в три дня — на них учителя определяют физическое здоровье ребенка для классического танца (выворотность, пропорции, и было бы хорошо, чтобы понять, все ли в семье девочки такие худышки, или, наоборот, до 15 достигает кустодиевских размеров) и художественные наклонности, а врачи пытаются понять, выдержит ли эту рабочую жизнь позвоночник ребенка, сердца и других важных органов.

После трехдневных мучений, которую вы хотите внести рекомендуют 18 девочек и 18 мальчиков — и я понимаю, что на релизе их будет гораздо меньше. Кто-то из инспекторов не выдержит вдали от дома (у академии уютный интернат в том же здании, но быть студентом в 10-11 лет — это не то же самое, что в свободное 18), кто-то не потянет физически, но сейчас все девушки горят глаза («я буду как Лопаткина!» — гордая, высокая девочка; «А я, как Вишнева!» — темноглазая кроха, что секунды не может стоять спокойно), а мальчики посматривают на мама снисходительно — видишь, а ты переживала!

Бьет, значит любит

В балетных школах нет детей, которые хотят, чтобы учителя их не замечали. Ну, как это в общеобразовательной школе: сижу тихо и не мешаю, ты, Мария Ивановна, только меня не называй. Ученик, если в классе учитель не делает замечаний — это значит, что ему все равно, что ребенок выйдет, это значит, перспектив не видно. Здесь и студент проходит, и родители. А если жучит, проклиная, назвал — это значит, что он беспокоится о тебе, хочет, чтобы ты был(а) лучше. Потому что работа идет с телом — это и так в большинстве имеют отношение к физиологии. И «корова» — это еще нежные и мягкие прозвище.

Щепотка за мышц, что торчит в ненужном месте, более эффективно, чем сто раз повторять ребенку, что нужно ее удалить, и да, бывают синяки. Двадцать раз назвал девушку, вдруг начавшую набирать вес, чтобы она строже было с собой, — гуманнее, чем потом смотреть, как ее теперь уволят за потерю формы. А ведь выгонят — и это тоже будет актом гуманности, но уже в отношении мальчиков: если в школе девушка набирает более 50 килограммов, не допускают к занятиям в дуэте, чтобы вы, ребята, не попал в спину.

И во всех российских школах балета, одновременно, учителя следят за тем, чтобы их подопечные не выходили за пределы нормы, и за то, чтобы что-то ели. Девушки способны заморить себя до веса комара — и на госэкзаменах можно встретить танцовщицу весом 37 кг при росте в 165 сантиметров. Поэтому никто не удивляется в школьном буфете, если подросток приходит туда под конвоем педагогини, которая следит, чтобы та положила одну ложку сахара в стакане чая, которые он собирается съесть.

Нельзя ли так заботиться о детях, но при этом не мучить их? — спросит любой другой человек. В теории — да, можно, конечно. На практике — ничего не выходит. Да придумано это искусство, что в отношении художников строгие требования физиологические. В Сша уже были судебные процессы, когда родители судились с учителями, советовавшими их детей, чтобы похудеть. Лицо американского балета из-за этого не изменился. Когда-то это искусство не исчезнет полностью — будет считаться бесчеловечным, общественное мнение начнет давить на правительство, чтобы эту игру признали незаконной — как теперь общественное мнение давит на болельщиков и организаторов боев без правил и поклонников быков. Но мы с вами, к счастью, до этого не жил.

Жизнь машины. Иерархия

В прямоугольнике балетного класса, в которой начинается день каждого ученика и каждого художника, одна из длинных сторон занята зеркалом, вдоль трех остальных стен стоят «машины» елки-палки, за которые танцующий народ держится руками, элегантно перетасовки мысками ног на полу, развивая мышцы.

В центральной трости — лучшие ученики класса или лучшие солисты театра; на боковых палочки — те, кто имеют с танцами выглядит немного хуже. Движения здесь — как землетрясение; получить со стороны палки на центральную — успех хит олимпийской медали, изгнание на боковую палку — жизненная катастрофа.

Так с первых дней закладывается идея соревнования и иерархии: в театре иерархия предусмотрена еще сложнее. То есть в работы книге написано «артист балета» или «солист балета», на самом деле лестницы и различий больше. После окончания школы человек попадает в corps de ballet — кордебалет по-французски, «тело балета». Крестьяне и призраки, мыши и лебеди — это масса, что должно показаться поддерживать, работать одновременно и в то же время дышать, потому что и «тело».

См. также:Большой театр отправляется на гастроли в Воронеж

Из corps de ballet — дорога в корифеи, это следующая ступень. Небалетный человек привык к тому, что «корифей» — это великий мастер, в балете это только маленький шаг вверх по карьерной лестнице. Далее — второй солисты, первые солисты-ведущие солисты, и, в конце концов, балерины и премьеры. То есть, балерина — это не каждая девушка идет в комплекте, вот только эта артистка, которая исполняет главные роли. (В xix веке, случалось, танцовщица в театре была одна; теперь, в зависимости от масштаба театра и репертуара, зависит от трех до десяти).

В России продвижение в карьере — дело закрыто: в какой-то момент босс объявляет, что г-жа Новак становится первой солисткой, и все! В Парижской опере — главном балетном театре мира — открытый конкурс и каждый может оценить, как правильно продвижение. (Только для ранга «этуали» — «звезда» официальное название — художник, построенный после сверхудачного спектакля волей руководителя команды). Всю эту иерархию молодой художник видит каждый день, и вкладывается в нее — ну и, конечно, пытается пробежать карьерной лестнице быстро.

Повесть о двух городах

Академия русского балета в санкт-Петербурге (еще называемая всем балетным миром Вагановским училищем, в честь знаменитого педагога Агриппины») — старейшая балетная школа в России. Она с 1738 года, со времен Анны Иоанновны (детей тогда учили прямо в Зимнем дворце). Московская государственная академия хореографии (также называется миром МАХУ — с тех времен, когда она была еще училищем) была создана чуть позже, в 1773-м, как «Классы театрального танцевания».

Петербургские и московские балетные всегда ревностно относились к школы и театры в себе — и теперь по-прежнему смотрит на друг друга учить. Санкт-петербурге считают, что москвички слишком мало учатся, как классической танцовщицы (нужно сказать «ну, разве это руки», — и дышать; предполагается, что руки двигаются достаточно плавно), москвичи — что питерцам не хватает темперамента («они испанского танца у эскимосов учатся, если»).

Николай Цискаридзе — нынешний ректор петербургской Академии, выпускник московской школы (легендарного класса «производителя князей» Петра Пестова), в Большом театре он занимался с великими балеринами, переехавшими из санкт-Петербурга в Москву, — с Галиной Улановой и Мариной Семеновой и считает, что радикальных отличий в школах не существует, это все одна русская школа.

Может ему лучше — но год за годом Большой театр пытается загребать из петербургской Академии лучших выпускниц (к большому неудовольствию Мариинского театра); вот и в этом году, видимо, лучшей девушке в выпуске сделано предложение, от которого вряд ли сможет отказаться.

Окончила московскую в течение последних 30 лет только один раз призвали в Мариинку — но тогда Полина Семионова пренебрегла всеми нашими театрами и пошла делать карьеру звезды в Германии. При этом каждый воспитанник московской и петербургской школы балета с вероятностью 100% сможете найти работу в Европе и в соединенных Штатах — качество по-прежнему гарантируется.

Я понимаю, что не все выпускники, не попавшие в основные театры страны, отправляется за границу — во-первых, многие мечтают о чисто классическом репертуаре (и европейские компании, особенно маленькие, редко представляют собой классику), а во-вторых, многие люди по-прежнему боится краткосрочных контрактов.

Но сама эта возможность уехать, если не удается получить требуемое место, открывает молодым художникам мир — и работает против провинциальных театров, что в советское время держали уровень за счет отправляющихся туда столичных кадров. Кто-то из этих театров, так что беспокоится, что призывает запретить выезд за границу выпускников образованных на государственный счет; это тот, кто создает школы в вашем городе.

Вчера, сегодня, завтра

Если взглянуть на архивные записи, не всегда можно понять, чем же так восхищаются современных выдающихся художников прошлого: техника так прыгнула вперед, что давний балет, кажется, не слишком добродетельный и веселый. При всем уважении к Улановой — она остается в истории; только Плисецкая выскакивает с 40-х годов, прорывая время и приземляется в настоящем. Ее танец, скажем прямо, не каждая современная молодая прима будет в состоянии повторить.

Но на самом деле, это реально Плисецкая и сделала, устроив техническую революцию, как в Европе, на сорок лет позже сделала революцию французская прима-Sylvie Guillem. «Вертикальными шпагатами» а-ля Сильвия заболели все — и теперь, если вы увидите, как чинная принцесса на сцене поднимает ноги до ушей, знайте, так выглядит XXI век в классическом балете. Правда, мода меняется — и сейчас в моде доступа для старых спектаклей, реконструкции и стилизации, где постановщики пытаются убедить танцовщиц играть в балет XIX века, где можно было поднять ногу на 45 градусов и отправить в обморок наиболее впечатлительных мужчин в зале.

Но «подлинные» рукопашного боя, борьбы за сверхтехнологичный авангардистский балет идут в театрах; школы должны просто учить детей, готовя их ко всему — к конкуренции, к успехам, способ переживания неудачи, добросовестной службе, в последнем ряду кордебалета и художественным прорывам, что вдруг сотворяют новые хореографы. Они готовятся. В июне выпустили. В июне он выиграл. Смелым детям и молодым артистам — успехов.

Анна Осаго, Lenta.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ