Почему кашляем на концерте

Автор:Аида Воробьёвa

Почему кашляем на концерте

Почему кашляем на концерте

Среди основных причин концертного стресса музыканты называют кашляющих слушателей. Они – цель для возмущения любителей музыки.

Как объяснить этот феномен?

Многие исследования лежит иногда на плечи любителей музыки: неудобные кресла в концертном зале, тяжелый запах духов сидящей рядом дамы, сквозняк или плохая акустика может совсем испортить удовольствие даже от самого лучшего исполнения.

Но самое главное испытание-это кашель соседа. Зачем он вообще пришел на концерт, если насморк? Почему не принес с собой, по крайней мере, конфеты от кашля?

Явления кашель на концерте, посвященный социологическое исследование, автором которого является профессор университета Ганновера Андреас Вагенер (Андреас Вагенер).

Ритуал и эпидемия

Вагенер пришел к результатам, которые кажутся удивительными: оказывается, что во время концерта человек кашляет в среднем в два раза чаще, чем, так сказать, в повседневной жизни. Причинами этого являются как физиологические, так и психологические.

Андреас Вагенер

С физиологией более или мнее понятно: из-за длительного молчания сушит горло. Интересно с психологией: по мнению Андреаса Вагенера сама ситуация концерта вызывает подсознательную потребность в кашле.

«Кашель – только для слушателя возможность участвовать в том, что происходит»,

– объясняет Вагенер.

Концерт-это ритуал, обряд вызывает у человека складывавшуюся на протяжении тысячелетий, необходимость принять в нем участие. Не имея возможности подпевать или притопывать в ритм музыки (в любом случае, на концертах классической музыки), слушатель начинает покашливать.

Психологическую природу «концертного кашель» подчеркивает и такой неоспоримый факт: стоит закашляться одного слушателя, в след за ним принимаются кашель и другие. Настоящая эпидемия! В зал охватила целая волна кашля, а в след за ней – волна смешков по этому вопросу.

«Честное слово, как собаки в деревне!»

– возмущается знаменитый пианист Альфред Брендель. В своей написанной белым стихом памфлете «Cologne кашельщики» («Die Huster von Köln») – а Брендель, как известно, еще и поэт – музыкант возмущен:

«А они ведь хорошо знают музыку, эти ублюдки, только для того, чтобы начать кашлять в самом неподходящем месте, например, в трагической звенящей тишине генеральных пауз».

Кристиан Тилеманн

К числу непримиримых противников кашель на концерте и некоторые дирижеры, как, например, Кристиан Тилеманн. Маэстро не раз прерывал концерты, если внезапный кашель публично показала, как он считает,

«недопустимое отсутствие уважения к музыке».

Изгнание кашляющего

Я была свидетелем одной из таких акций образовательных Областей филармонии, которая, благодаря какой-то строка Бренделя, пользующихся убежищем злостных нарушителей концертного этикета. Примерно на двадцатом такте Седьмой симфонии Малера кто-то закашлялся.

См. также:Балет и опера в фарфоре

Высокомерный дирижер остановил оркестр, потом, не поворачиваясь лицом к аудитории, дождался, пока проштрафившийся слушатель, прижимая к губам носовой платок, не вышел из зала, а затем «начал» симфонию снова. Интересно, что после того, как в зале на протяжении рекордно долгого симфонии (идет час с четвертью) не услышал ни одного немузыкального звука.

Альфред Брендель

Так же подействовало на аудиторию и гневная тирада Альфреда Бренделя, крикнувшего во время одного из выступлений в Гамбурге:

«Если ты не перестанешь кашлять, я не буду играть!»

Немецкий сатирик и большой поклонник музыки Лорио (Лорио) дал в свое время знаменитом оркестре Берлинской филармонии милый сатирический этюд «Симфония кашля», где, по его собственной оценке автора, ему удалось превратить «типичные концертные звуки» в звуки, «улучшающие музыки».

Интересно, что Андреас Вагенер, автор исследования на тему фон концертного кашель, призывает к терпимости в отношении кашляющих. Конечно, кашель на концерте раздражает, и Вагенер не отрицает этого.

«Но без зрителей нет концерта. И давайте не будем забывать, что этикетки и его нарушения один и тот же источник – желание людей, чтобы быть вместе, почувствовать общность между собой и с музыкой»,

– пишет он.

Питер Циммерман, Анастасия Буцко, dw.com

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ