Пир во время чумы

Автор:Аида Воробьёвa

Пир во время чумы

«Кармен» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Фото Сергей Гутник

Новая «Кармен» Александра Тителя в Екатеринбурге — о жизни как постоянной борьбе.

Кармен XXI века

Кармен у Тителя радикально переосмыслена. Роскошества и эротики в ней практически нет. Сильный, простой, даже немного резкий, отличается от всех, она привлекает мужчин удовольствием его «победить». Даже сцены соблазнения выглядят как грубая физиологическая страсть, откровенным задиранием юбки и стриптизными игр со стулом. Она побеждает животные инстинкты, привлекая, как магнит. Жеманных покачиваний грудью и бедрами от нее нет, порода не та. Даже танец для Хосе под «Тра-ла-ла-ла» — это заколдовывающий хмельной танец со стаканами из-под выпитого только что вина.

Ее жизнь находит смысл только в последующих сильных страстей, которые получают от жизни единой сигаретной фабрики в сиреневом тумане дыма. Окружающие ее мужчины ведут вечную войну: военные, тореадоры, контрабандисты. Кто кого? Даже дети, давно ногтей научиться искусству маршировать, убивать и воевать. Выжженная земля без неба и солнца, настоящей травы и цветов. Единственный цветок — в знаменитой сцене из » И действия — и этот искусственный.

И бросает она Jose его с ума. Метилась в Цунигу, с издевкой, с чувством внутреннего превосходства. Но случайно попала внезапно вбежавшего Хосе. Разозлилась на него, а потом замерла. Вот он, момент судьбы.

Поэтому Хосе, молодой и восторженный, он выигрывает. Он ее, наверное, из другого мира: благочестивый, почитающий мать и свою Родину. Экзотика для ее окружения. А на другом полюсе — с населением цыгане, наслаждающиеся жизнью.

Прямолинейная, с сильным характером, она не боится смерти. Скорее, испытывает животный страх, лишь на мгновение, в своей знаменитой сцене гаданья, но потом принимает ее как должное. Ее единственная мечта-искушение — уйти в горы, где «страна чудес», «где мир сошел с ума».

P. S. После терактов

Ноябрьский ужас в Париже с терактами и массовыми соболезнованиями изменил восприятие и этой оперы. В ней вновь появляется конфликт двух культур и двух миров: европейского, с ее нормами и ценностями христианскими, долг перед Родиной и матерью, вера в светлую любовь, когда земное переходит в небесное. И в этот мир вторглись «чужие». Для сторонников пост-колониального подхода эта опера-это отличный пример того, как сталкиваются два мира, которые никогда не могут стать близкими (вспомним, кавказский почерк Пушкина и Лермонтова с их дикарями и дикарками, гибнущими от контактов с европейцами). Цыгане становятся собирательный образ тех, кто живет «без правил» (то есть у них «другие правила») и, следовательно, уничтожить, как свой мир, так и «наши». Очевидно, что для сегодняшних событий параллельно.

Видимо, именно эту мораль — о том, что правила и нормы необходимы для достижения идеального общества и хотел передать Бизе до современных.

Очевидно, что «Кармен» жоржа Бизе-Тителя анализирует причины всего, что произошло, показывает, что каждый из тех, кто участвует в «нечистой» игре, это не важно «свой» или «чужой» (например, Цунига) пусть для удовольствия, для адреналина, а чаще всего из-за денег, — отвечает за смерть и войну у «себя», «дома».

Можно только удивление, как режиссер мог предвидеть этот слой текущих значений…

Представлен фрагмент статьи. Полностью материал читайте в бумажной версии газеты «Музыкальный обзор», МО № 10 (389) к 2015 году.

Екатерина Ключникова, «Музыкальный обзор»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ