Люка Дебарг
Он представил Виолончельную сонату.
Этот концерт имел странную историю. Когда Ассоциации музыкальных критиков Москвы решила создать в летнем Конкурсе Чайковского собственную премию, законный вопрос: в чем должна состоять награда? Критики придумали: лауреат получит сольный концерт в Москве.
Дом музыки отважно принял идею – кто стал лауреатом. Когда выяснилось, что Двери Дебарг, публика раскупила билеты на декабрьский концерт Камерный, в зале на несколько часов. Однако спрос остался не утолен, и Дом музыки объявил еще один сольный концерт Дебарга – уже в вместительном Светлановском зале.
Но до этого времени пианист уже успел дать сольные концерты в Большом зале консерватории, Мариинского театра, выступить в нескольких других городах России – в том числе и у Дениса Мацуева в Иркутске, а только что несколько раз подряд сыграл Четвертый концерт Рахманинова с Валерием Гергиевым, в том числе в Пекине и Ханты-Мансийске («каждый раз по-разному», — говорит дирижер), и намерена сделать то же самое в Москве, на этот раз с Василием Петренко.
В отличие от других лауреатов Конкурсов Чайковского, не присудили первого места, но снискавших успех у публики, Дебарг не стал альтернативный герой – его полюбили. Но он альтернативен ходовому тип современного художника – рефлективного, цитатного, мыслящего контекстами.
Люка Дебарг воплощением абсолюта, живость и непосредственность. На этот раз, когда играл в Камерном зале Дома музыки Моцарта, Шопена, Листа и Грига, все было опять так: прямой контакт с музыкой, ощущение рождения » опус здесь и сейчас, органические вещества и свобода (не спасает от легкой мазни в густофактурных главах).
Те же черты появились в работе, которые он написал сам Дебарг: в его Виолончельной сонате, несущего им в товарищеском команде с Себастьеном Юрто, была любовь к музыке, которую композитор действовал слушать и играть.
Точные четырехчастное произведение содержало и напевные темы, и фугу, и бодрую игру ритмов и спонтанной контрасты. Такая вещь могла быть написана в середине XX в., а появилась вчера из-под пера. Это счастливое явление – когда композиция становится естественным продолжением исполнительских занятий – и сегодня очень редко: победил профессиональные композиторы.
Половину сонаты сыграли на бис, чтобы закончить все, однако, ожидается, «Лебедь» Сен-Санса – с милой отсебятиной в партии фортепиано.
Петр Поспелов, «Ведомости»
Об авторе