В четверг в Атриуме большого театра собрались те, кто не просто любил и продолжает любить, одна из крупнейших балерин XX века, но для которых это близкий, дорогой человек. Он муж, легендарный танцовщик Владимир Васильев. Это школьницы из больших, Кремлевский балет, других палат. Это фотографы, которые Екатерина Сергеевна является основным источником вдохновения на протяжении десятилетий. Это балетные критики, журналисты, преданные зрители.
Личность Максимовой является универсальной — и неслучайно издание назвать энциклопедией.
«Это прекрасная идея,
— слово для такого жанрового определения Владимир Васильев.-
Книга, мне кажется, очень интересна тем, что жизнь, прожитая Екатерины Максимовой, фиксированной в самых различных деталей управления: в школе, в театре, в кино, на телевидении, в педагогике, в тур деятельности в России и за рубежом».
200 страниц крупного альбомного формата. Статьи, как и положено в энциклопедии, — в алфавитном порядке. Статья «Екатерина Максимова», то ясно, что нет — если не считать короткий абзац с указанием на другие энциклопедии и словари, если такой существует. Кстати, можно было бы ее расширить и сделать библиографическим разделом — о Екатерине Сергеевне написано далеко не только для справочных изданий.
А сколько снято фильмов… Для многих из них в книге говорится, но это, рассеянных по всему объему. Тем не менее, это — частное комментарий, только оттеняющее ценность настоящего труда. Потому что создателям удалось главное — выложить те сотни, а, может быть, тысячи ярких «камушков», из которых складывается многогранный мозаика портрет главной героини.
Здесь вы будете читать и корни — например, о Густаве Густавовиче Шпете, известном русском философе, расстрелянном в 1937 г. — родной дед. Екатерине. О Сергее Васильевиче Рахманинове и его двоюродном деде, чья «Рапсодию на тему Паганини» и другие произведения, она танцевала балет-хореографические номера.
Конечно, прочитать о самых известных партий Екатерины Сергеевны — Маше в «Щелкунчике», Фригии в «Спартаке», Анюте в одноименный балет Гаврилина… Как и десятки других, не менее мастерских ролей.
Увидим мы и большую статью о Владимире Васильеве, которые прошли шесть лет жизни. Екатерины » — это, пожалуй, самый известный балет, да и жизненный дуэт эпохи.
Но большинство статей — короткие, иногда до обидного. Например, о прославленном Франко Дзеффирелли — всего семь строк, в которых только и называется, что он sa фильм-опера «Травиата», где Таня и Полина исполняют знаменитый испанский танец. Так и чувствую, как слайд-рамки настоящего пункта, разместиться в нем история многолетней творческой дружбы между легендарными русскими танцовщиками и итальянский режиссер.
Но тогда тем более это надо делать со статьи о хореографах, партнеров Максимовой, ее выступления… Книги, чтобы вырос в объеме немыслимо.
То, что произошло — скорее руководство для всех, кто заинтересован и возможность для дальнейшего чтения в специальных источников, в том числе и здесь, и книгу «Мадам Нет», написанный самой Екатериной Сергеевной.
А еще это уникальная по богатству фотоальбом, который содержит сотни фотографий Максимовой начиная от юности и до 2008 года — предпоследний в ней так внезапно оборвавшейся жизни. Для них — особая благодарность фотографам, а особенно Елене Фетисовой, которая по праву был назван автор самой книги. Лену знают все, кому приходилось писать о Екатерине Сергеевне: более преданного фотолетописца жизни великой балерины вряд ли найдете.
Интересно и то, что книга вышла не в столице, а в челябинском издательстве «Авто Граф». В рамках, может быть, не лишним глянцевый блеск, кто ее дал бы в москве издательских домов-мейджорах, но, конечно, для души. Да, и нужно ли в глянце же фотографии Максимовой, в которых главное — красота внутренняя?..
Так случается, что один из студентов Екатерины Сергеевны — Татьяна Предеина становится прима-балерина государственного театра оперы и балета. И этот город теперь известен балетному миру как место проведения очередной фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Он начал еще при жизни, продолжается, несмотря на все организационные и финансовые сложности, и в настоящее время.
В уральской сцене балет «Анюта», размещены здесь Владимиром Васильевым и, конечно, вечной кивок в направлении его первой исполнительницы. Таня остается один ангел не только москва, не только российского, но и мирового балета.
С его именем часто соединяли слово «загадка»: очень глубокий, очень сдержанный и очень скромный человек, Екатерина Сергеевна не нравится, все виды рекламы, за исключением одного — танцевать на сцене. Энциклопедия о балерине, пытаясь раскрыть секрет этой великой личности и души.
Сергей Бирюков, Труд
Об авторе