«Любовь к трем апельсинам» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-данченко. Фото-Олег Черноус
Премьера оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» состоялась в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-данченко.
Так театр празднует 125-летие со дня рождения композитора. Оперу поставили дирижер Александр Лазарев и режиссер Александр Титель.
Московский спектакль – новая редакция постановки «Апельсинов» в Риге, сделаны Тителем несколько лет назад. Дата первого показа оперы (1921 год, Чикаго (иллинойс)), подвигла режиссера и сценографа Владимира Арефьева на концептуальные цитаты из российского и мирового авангарда. А еще режиссер бросил, так сказать, на основы, закаляя в горниле смеха витиеватую серьезности глобальных размышлений о жизни.
Рассеяния в Прологе на куски «Черный квадрат» Малевича, из которого на сцене появляются его самого, Малевича, супрематические «огрызки» в виде асимметричной груды коробок – не хаос, рожденный из космоса? Да вся история о трех апельсинов, которую Прокофьев занял у Мейерхольда, а этот из сказки Карло Гоцци, была учреждена в Тителю, из осколков кривого зеркала, трещины в всеобщем мировом балагане. А упомянутый цирк, расположенные в конкретном месте, и везде.
Потом, правда, коробки будут долго носить туда и обратно, громоздить друг на друга бросать по углам и так далее. Все это – на фоне двух металлических лестниц, по которым бегают герои и хор. Подключение «лестница-ящик» продлится все первое действие, вызывая в памяти многочисленные театральные эквиваленты. Но в ходе дела и банальностям найдется объяснение, хороший большой воздушный шар с девочкой-гимнасткой на шаре вдруг привлечет к суматохе раннего Пикассо.
Жаль только, что сценическая игра с живописью медленно уйдет в песок, размоется, к финалу не останется и следа. Но появляется паровоз, который «вперед лети» – в нем в пустыне, перевозящих огромные апельсины. Военная полевая кухня, где ужасная Кухарка мы имеем дело с гигантской Ложкой. Тачанка с пулеметом, на котором путешествует Принц и Труффальдино. И вездесущий вал, грозящий бить всех и все.
Точка схода в спектакле Тителя – атмосфера города и его окрестностей. При этом шума и суеты нашего времени. В Начале, вместо заявленных у Прокофьева Трагиков, Комиков, Лириков и Пустоголовых, которые спорят о разных течениях оперы, работают сотрудники скорой помощи (или МО?), полицейские с дубинками, пожарные с огнетушителями, скользко журналисты.
Есть Чудаки в оранжевых, до боли знакомых рабочих робах. Вихрь видоизменить композитором персонажей комедии dell’arte у Тителя изменилась еще раз, став повседневной уличной комедии большого города.
Прокофьев написал «Апельсины» в качестве пародии-буффонаду на оперу. Изображение оперных злодея имеет превратились в картонных коробках, трагический конфликт отцов и детей в каком-то, например, «Дон Карлос», разработанная в непослушание искушаемого фруктов Принца-отца.
Сам князь, волей композитора-насмешника, объясняется в любви штампованно до «противности». А любимое старой оперы тема проклятия (привет, например, «Трубадуру») приводит к одержимости героя апельсинами. Они – сила судьбы.
Все это в спектакле, конечно, есть. Но Титель пошел дальше, сделал пародию на жизнь. На сегодняшнюю столичную жизнь. Ты знаешь, именно в тот момент, когда раздражение от бесконечного сценического метания «коробок» меняется сознанием приема. Да, это наша городская «все перевернулось и только укладывается». Бесконечное перекапывание Москвы, от которого жители рвутся в клочья нервы и умножает боль.
Становится понятно, почему у Принца – ипохондрия: поживите в постоянном ремонте. Ну, а дальше – разного рода сюрпризы. Скорострельный секс интригана и интриганки. Бегающая rc крыса (оживление в зале). Не худые женские ноги в полосатых чулках, задирать вверх (это насмешит несмешливого принца). Сухие останки двух покойниц-принцессы, умерших от голода и жажды. Летающий тигр на двух ногах, и белый медведь в коже.
См. также:Марафон Сергея Прокофьева состоится 23 апреля
Возрожден кубистические формы, любимое произведение времен первой премьеры «Апельсинов», танцевать в дивертисменте. Нос баллистической ракеты из-под земли, на который спокойно натыкают буханку хлеба. Мелкие пакостники, лихо оставляя на сцену в инвалидном кресле, точно так же, как злая фея Карабос в «Спящей красавице».
И весь спектакль – горящее табло с возникающими трюков. «Ну, ты даешь», когда рушится «Черный квадрат». «Легко сказать», – принца ищут лекарство. «Почему три?» – о, апельсины. «Птицу плохо видно» – если пока не известно, образуется мутная проекция видео чего-то летящего. И «кто такой художник?» – при появлении ржавого поезда в пустыне. В общем, все, что может вызвать «искусство смеха» (Титель).
Правда, нельзя сказать, что получилось очень зрелищно. Иногда что-то с юмором не развивается, и за влиянием ты начинаешь смотреть отстраненно. Финал вовсе не смеховой: персонажи на сцене просто стоят. Хор и актеры в первом акте, пока не вошли в органический способ суетящейся толпы – и не слишком тщательно за путаницу.
Кстати, хоры и поют довольно скоро, особенно в первом акте. Может режиссер не все, он работал с художниками, вернее – с режиссером? А может быть, и оркестр под управлением Александра Лазарева дрейфовал в сторону от искрометности? Нет, знаменитый марш послушать всегда в радость, и вообще, это маэстро оркестр звучать не может: театральный зал спрятал который уверенной рукой, хорошо слаженным напористой силой.
Но то, что было отлично у Лазарева в «Хованщине», многие, казалось, не так убедителен в «Трех апельсинов». Случились активные зрительские споры. Не ушла ли под спуд острые, как бритва, ритмы? Не знаю, есть ли где-то добродушные и не очень добродушный – юмор? Не хватает ли в мощной волны тонкой, пузырящейся пены прокофьевских «иголочек» и сарказмов?
Такой вопрос не надо задавать, когда на сцене он Липарит Аветисян (Принц) и его товарищ Труффальдино (Валерий Микицкий) – отличный комикс пара. И не было вечной претензии к дикции, когда пели ветеран сцены Леонид Зимненко (Король Треф) и его коллега Евгений Поликанин (Панталон).
Но маг Челий (Денис Макаров) колдовал, как по стойке «смирно». И дьявол Фарфарелло (Алексей Шишляев) в рабочем комбинезоне работать без фонарей. Даже грозная кухарка (Феликс кудрявцев) была страшная, больше на словах, чем на самом деле.. Стоит пожелать большей игровой активности женщин-исполнительницам (Лесник Тереховой – Нинетте, Ларисе Андреевой – Смеральдине, даже самый храбрый из них, Натальи Мурдымовой – Фате Морган). Ведь в «Апельсин» убедительно воспроизвести, и, значит, играть.
Как бы там ни было, спасибо театру за штуку. Она, как говорит Титель, напомнила основные:
«Если люди – по крайней мере, несколько человек – они способны к самоиронии, это мир не безнадежен».
А игра в злобе, в этом спектакле, то вспыхивающая, то гаснущая – дело бесконечно трудно. Как спасти принцессу в пустыне, если у вас нет ни капли воды.
Майя Крылова, teatral-online.ru
Об авторе