Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Фото из личного архива
Седьмой международный фестиваль Мстислава Ростроповича открылся в Большом зале консерватории исполнение «Реквием» Моцарта, одного из самых любимых произведений Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Месса прозвучала в исполнении Российского Национального оркестра и Хора им. а. А. Юрлова под управлением Massimo Zanetti с участием звезд мировой оперы. О том, что будет услышать публики на фестивале, какие мероприятия будут посвящены 90-летию Галины Вишневской, рассказала худрук фестиваля Ольга Ростропович.
– Фестиваль открылся «Реквиемом» — произведение символическое, «вечное», и прозвучал он в таком составе, как сегодня можно услышать только где-нибудь в Зальцбурге: Альбина Шагимуратова, Даниэла Барчелона, Рамон Варгас, Ильдебрандо Д’Арканджело…
Ольга Ростропович: Мне очень хотелось, чтобы на 90-летие мамы звучал именно «Реквием». В год ее ухода, мы исполняли «Реквием» Верди, на этот раз звучал «Реквием» Моцарта. Я пригласила итальянского дирижера Массимо Дзанетти, который я слышала в «Ла Скала», – замечательный музыкант, который никогда не выступал в России, и мне хотелось открыть его для нашей аудитории.
– Из Италии на фестиваль приедет знаменитый оркестр Maggio Musicale Fiorentino с Зубином Метой, приедут и крупнейшими европейскими оркестрами: Лондонским филармоническим, Радио Франс. Как вам удается сохранить этот элитный исполнительский уровень фестиваля?
Ольга Ростропович: для меня Это бескомпромиссная как должное: если делать фестиваль с именами Ростроповича и Вишневской, это все должно быть на высшем уровне. Как мне всегда говорила мама: Оля, делай, как следует, или не делай вообще. Ведь люди с такой любовью приходили слушать их концерты: это всегда было эмоциональным событием, после которого вы чувствуете какой-то ветер вдохновения. Я помню, как девочка слушала эти концерты, я помню, что происходило тогда со мной, с моим внутренним миром. И сегодня я хотел бы, чтобы такая атмосфера была на нашем фестивале, чтобы аудитория могла услышать у нас что-то, что маловероятно, чтобы услышать в Москве.
– Однако такие проекты требуют огромных затрат. Появился ли на фестивале группа спонсоров?
См. также:Паата Бурчуладзе практикует в Тольятти
Ольга Ростропович: Нет, не появился. Нам помогает правительство Москвы, за что мы им очень признательны. Но ни для кого не секрет, что сегодня финансирование уменьшается, но при этом мы получаем в рублях, и платим музыкантам в евро. Кроме того, приглашаем музыкантов на хороших условиях: мы платим сборы, селим в хороших отелях. Для нас важно, чтобы он говорил, что у нас отлично все организовано, какие комнаты, какая замечательная страна, какие гостеприимные люди. И кризис, конечно, повлиял на наши планы. Мне пришлось отказаться от одного из концертов Лондонского симфонического оркестра.
– В этом году концерты фестиваля пройдут и в других городах, связанных с именем Галины Вишневской, – в санкт-Петербурге, в Кронштадте.
Ольга Ростропович: Да, в санкт-Петербурге фестиваль Ростроповича приезжал уже не раз. В этом году до Питера присоединился еще и Ничего. Здесь фестивальная эстафета перейдет к солистов Центра оперного пения. Нельзя было не включить в плакат фестиваля, его студентов, певцов Центра оперного пения, который создала в 2002 году и который был смыслом ее жизни. И все, солисты и оркестр Центра, мы едем в Кронштадт – в городе, где она девочка начала заниматься музыкой, где пережила страшные годы блокады, тушила зажигательные бомбы с теми же девушками из войск противовоздушной ОБОРОНЫ. Мама – почетный гражданин Кронштадта, и часто приезжала сюда со своими учениками. Мы продолжаем эту традицию.
– Что еще вы собираетесь представить в год 90-летия Галины Вишневской?
Ольга Ростропович: У нас будет конкурс оперных певцов Галины Вишневской, который проходит раз в два года. И в этом году мы нашли Оперный фестиваль имени Галины Вишневской, который пройдет в Сочи. 25 октября, в день рождения моей мамы, в Большом театре открывается замечательная выставка, посвященная ее творчеству, а 8 ноября запланирован концерт с участием мировых звезд на Исторической сцене Большого театра.
См. также:Георгий Шагалов: «Опера — это моя жизнь»
– Что такое новый Оперный фестиваль в Сочи?
Ольга Ростропович: мы решили организовать фестиваль Оперного Галины Вишневской потому, что в такой огромной музыкальной стране, как Россия, до сих пор нет оперного фестиваля, как, скажем, в Европе, в Зальцбурге, Байройте. Для создания такого рода фестиваля мы выбрали Сочи – красивый город с замечательными климатическими условиями, дикой природы, где есть вся инфраструктура для того, чтобы фестиваль вызвал интерес в мире. Первый Оперный фестиваль мы планируем провести здесь в сентябре и представить на афише лучшие постановки Центра оперного пения имени Галины Вишневской – «Иоланту» и «Риголетто». В спектаклях наряду с молодыми певцами выступят приглашенные солисты с мировыми именами.
– Вы можете открыть Оперный фестиваль в юбилейный год Галины Вишневской. А что, он готовился к юбилеям Галины Павловны Ростропович? Как открытка?
Ольга Ростропович: можно книги Об этом писать. Готовился к этому заранее, и у него все было очень романтично формы. Маму это не то, что баловал: он просто сразу поставил ее на пьедестал, и с тех пор она с него не спускался. Мама была для него воплощением красоты, идеалом в полном смысле этого слова. Им всю жизнь было с ним интересно. Каждый день, мы разговаривали часами, хотя бы по телефону. И мы оба прекрасно знали, что бы ни случилось, они друг от друга – назад, на всю жизнь. Что бы ни случилось, это близкий, самый родной твой человек, твоя стена. А это очень важно в жизни знать, что у вас есть такой человек, который вас не разочарует. Это и есть любовь. Любовь в идеальном смысле этого слова.
Справка «РГ»
Фестиваль Мстислава Ростроповича продлится до 5 апреля.
29 марта – большой зал Консерватории. Сольный концерт Люки Дебарга (Франция).
30 марта – Концертный зал Чайковского. «Аида» Дж. Верди. Симфонический оркестр и хор Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Предметов.
См. также:В Москве состоится концерт из цикла «В ансамбле с органом»
2 апреля – большой зал консерватории. Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского. Борис Бровцын (скрипка).
3 апреля – Кронштадт. Дворец молодежи. Концерт солистов Центра оперного пения имени Галины Вишневской.
4 апреля – Санкт-Петербург. Театр «эрмитаж». «Паяцы», Р. Леонкавалло. Постановка Центра оперного пения имени Галины Вишневской.
5 апреля – большой зал консерватории. Филармонический оркестр Радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга
Ирина Муравьева, «Российская газета»
Об авторе