Ольга Ивушейкова: «Интеллект видно всем»

Автор:Аида Воробьёвa

Ольга Ивушейкова: «Интеллект видно всем»

Ольга Ивушейкова. Фото – Александр Живицкий

— Кто из ваших учителей повлиял на вас в профессиональном плане?

— Так сложилось, что в моей жизни было много учителей. Первым учителем я считаю известного московского музыканта В. А. Березовского, который готовил меня к поступлению в Гнесинскую школу-десятилетку. Будучи по образованию трубачом, Вадим Абрамович, кроме обучения слуха в течение первого года занимался со мной на блок-флейте.

В школе моими учителями были М. И. Каширский (профессор Академии имени Гнесиных ) и А. В. Корнеев (профессор московской консерватории имени П. И Чайковского). Став лауреатом Всероссийского, а затем Всесоюзного конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах, я была выбрана для участия в международном конкурсе, правда в Схевенинген (Scheveningen), Нидерланды.

Интуитивно я знала: профессиональные знания и умения, которые приходили нам в школе, — это слишком мало. Мне посоветовали брать уроки у Л. И. Мироновича (в то время был солистом Всесоюзного государственного симфонического оркестра кинематографии). Именно он познакомил меня с принципами французской флейтовой школы, дал представление о дыхании, поддержки, об игре на диафрагме.

К сожалению, наше общение длилось не так долго: через шесть месяцев Леонид Игоревич уехал работать в США.

Однако эти занятия принесли большую пользу, что отразилось на результатах конкурса в Схевенинген: я прошла на второй тур под вторым номером (у меня даже сохранилась газета, где об этом писал). В третьем раунде уже не попала: победителями стали уже известные на весь мир Эммануэль Паю и Жак Зун. Я получила специальный приз за яркий индивидуальный — эта награда дала мне возможность купить подарки!

Летом прошлого года в Голландии, где я была на флейтовом фестивале со своими учениками, ко мне подошла женщина и сказала:

«А я тебя помню — мы с тобой в 1988 году играли вместе в конкурсе!»

Я ее вспомнить не мог, но было очень приятно!

После окончания школы, я поступила в консерваторию, в классе профессора Ю. Н. Должикова. Во время моей учебы, в начале 90-х, для российских студентов уже открыла возможность посещать мастер-классы в Европе, чем я, конечно, воспользовалась: была в Австрии, в Германии. Главным моим учителем на тот момент стал профессор Андраш Адорьян (Andras Adorjan), датский флейтист венгерского происхождения.

Особое место в моем музыкальном «образовании» занял композитор Эдисон Денисов, который, в принципе, ввел меня в мир Новой музыки. Он провел со мной несколько уроков, работая над подготовкой к реализации своего концерта для флейты и оркестра, из которых затем выступила на его авторском вечере в Большом зале Консерватории.

— Расскажите, пожалуйста, как у вас появилась барочная флейта и как был создан новый факультет в Московской консерватории?

— Как появилась барочная флейта? Все началось здесь, в Москве. Среди студентов консерватории росло увлечение барочной музыки. Мы искали диски с записями западных исполнителей, добывали какие-то используемые инструменты, узнали аппликатуры, копировать чью-то игру… Сами начали работать и получили какую-то известность.

Мы, молодые люди, поддержали пианист Алексей Любимов и виолончелистка Наталья Гутман. (Я тоже считаю, что своими учителями.) Вместе мы пришли к ректору Московской консерватории с идеей создания на факультете старинной музыки: во многих зимних садах, в мире есть такие факультеты, и мы знали, что в Москве он необходим.

В 1997 году Факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) был открыт, и А. Б. Любимов был его деканом.

В начале нам часто приходилось слышать, что подлинное мастерство — это непрофессиональное исполнение, что на ФИСИИ идут те студенты, которые просто не под силу играть «нормальную» музыку…

Постепенно отношение менялось, люди начинали понимать, что исполнительство в исторической способ — это, прежде всего, серьезная исследовательская работа, а реализация ее в звук требует, музыка на высшем уровне владения инструментом. Ведь не только историческое исполнительство стало распространенным по всему миру.

Сейчас в нашей стране к нему начали относиться с уважением. Аутентизм становится привычкой, много оркестра исполняют концерты старинной музыки в соответствии с принципами барочного эффективности.

Но начав учиться на новом факультете, я поняла, что мне еще очень многому научиться. Они сказали мне, что есть стипендия Немецкой службы Академических обменов (DAAD), но трудно его получить. Я решила: просроченный невероятное количество бумаг, форм и послала свою запись на барочной флейте. Меня приняли, — но в тот же момент я узнала, что жду ребенка. Начало обучения перенесено, и когда мой Ваньке исполнилось пол года, с мужем и сыном отправилась учиться в Лейпцигскую высшую школу музыки и театра имени Ф. Мендельсона-Бартольди.

Во время нашего пребывания в Германии, муж хорошо выучил немецкий язык, а я, с успехом играя экзамен за первый год, получила стипендию еще на один год.

В Германии у меня был замечательный педагог — Бенедек Чалог (Benedek Csalog), по происхождению венгр, студент Бартольда Кейкена (Barthold Kuijken). Он мог буквально взорваться, для меня всю технику «на полках». Там, в Лейпциге, я Ирмела Бослер (Ирмела, Потому что?ler) — к ней я ходила просто слушать ее уроки. Факультет барочной флейты вел англичанин Николас Жемчужные (Nicholas Parle), который занимался с нами агрегат командой, клавесином и бассо континуо.
Для студентов постоянно проводили семинары, на которые приглашает не только известные исполнители-духовики, но и скрипачей, например, Сигизвальд Кейкен (Sigiswald Kuiken).

После возвращения из Германии я продолжила работу в Московской консерватории. На нашем факультете обучение ведется параллельно на барочных и современных инструментах (это касается всех специальностей). Я учусь на одном и том же студентам и барокко, и современную флейту, и я считаю, что это очень хорошо, таким образом, получают полное высшее образование.

Наш факультет уже более пятнадцати лет, сложились свои традиции. Одна из таких традиций — приглашение преподавателей из Европы для проведения семинаров; консерватории дает нам эту возможность — и мы ее активно используем.

Если речь идет о педагогах, которых мы приглашаем, — это, прежде всего, я хочу сказать, профессор Базельской консерватории Феликсе Ренгли (Felix Renggli). Часто приезжает в Москву, ведет семинары. Вместе мы играем концерты, и мы приглашаем вас к себе для участия в различных музыкальных мероприятиях.

— Расскажите, пожалуйста, как вы относитесь к конкурсам, и какими качествами должен обладать музыкант, чтобы вы его заметили?

— Я часто сижу в жюри музыкальных конкурсов. Когда перед нами ребенок, это, наверное, даже проще указать музыкант или нет. Можно простить какие-то технические ошибки, когда вы видите в нем личность, вы видите, что он действительно может что-то сказать, интерпретируя произведение – это и есть задача членов жюри – увидеть именно это, даже если его от дрессировали родители и педагог – интеллект видно всем.

В прошлом году я была членом жюри на детском телевизионном музыкальном конкурсе «щелкунчик» в Москве. Это довольно сложная задача определить, кто из детей лучше. В первом раунде встречаются дети с высоким уровнем, потому что их уже выбрали для видео.

И так как все духовые специальности конкурируют друг с другом, мы должны сравнить их между собой. Члены жюри могут не полностью понять технические сложности того или иного инструмента, если они не профессиональные исполнители на музыкальном инструменте. (И иногда не очень поняла технические сложности инструмента, на котором вы не играете.) Поэтому нужно опираться на свой опыт, музыкальные и ставить высокие баллы тех детей, которые показали наибольшую музыкальную зрелость.

Могу не заметить какие-то технические ошибки, но я не могу сказать об интонации, выразительность, музыкальность. А как я не хочу кого-то обидеть!

Все-таки я считаю, что «щелкунчик» – это жестоко. Своего ребенка я бы не отправила на конкурс.

В этом году я работала в жюри международного конкурса Николе в Китае. Там были сложности с выбором уже между взрослыми флейтистами. Уровень первого раунда был достаточно высокий. Участники были избраны в видео-записи, их было очень много, около 70 человек! Мы слушали три дня и на третий день было очень трудно сравнивать последнего с первым.

В первый день, когда начинается конкурс, оценивая участников, можно опираться на какие-то определенные критерии. А потом уже начинаешь просто сравнивать. Но взрослые флейтистам легче обмануть членов жюри. Ведь они уже профессионалы. Могут за хорошую игру скрыть то, что они плохо понимают.

А ведь конкурс – это такая вещь, что даже если что-то знаете, это еще нужно донести до жюри. А здесь еще эмоции! Но и так везде широко известны критерии, такие как текст, интонация, привлекательный звук. Не только звук, а незабываемый звук. Не только хороший флейтист, а индивидуальность.

Вот с личностью все очень сложно, так что быстро все забываешь. В конкурсе было много корейских, китайских, правда. И все они технически были практически без нареканий. А это было бы интересно, – как-то не случилось. Остальные члены жюри это тоже заметили. На этом конкурсе выступала моя студентка Анна Кондрашина и имела успех благодаря своей индивидуальной манере игры на флейте. И хотя она не права (у нас в россии если ты ошибся, то все, конец!), но получила третью премию.

— Расскажите, пожалуйста, о последних событиях и ближайших планах?

— Флейтовая жизнь сейчас довольно насыщенная. В начале октября к нам на семинары приезжали флейтисты из Швейцарии — Сабина и Томас Кайпайнен (Сабина, Туомас Kaypaynen). Занимались с учащимися МССМШ имени Гнесиных барочной флейтой и блок-флейтой. Записи можно послушать на сайте школы.

В конце октября в Германии состоялся конкурс, правда имени Кулау. Я была членом жюри, а также были подготовлены для выступления студентка второго курса консерватории Даша Дягилеву, которая выступила в номинации «камерный ансамбль» в дуэте с пианистом Николаем Мартыновым и была отмечена специальным призом.

В конце ноября я поехала с мастер-классами и концертами в Оренбургскую область (города Новотроицк и Орск). До места от аэропорта должен был получить в течение трех часов на машине через метель с практически нулевой видимостью…

Но такие поездки для меня особенно важно и ценно. Интересно, самой организовывать семинары для студентов и школьников. Конечно, это занимает много времени и усилий, но дает столько позитивной энергии и вдохновения от встреч с удивительно талантливыми людьми, что останавливаться не хочется

В середине октября состоялись мастер-классы по камерному команды Кордулы Хаки из Германии. Кордула пианистка, но свою музыкальную деятельность она начинала с флейты и эта связь с флейтой занимает в работе в журнале «Floete Aktuell» флейтового сообщества в Германии. Кордула инициатор многих музыкальных проектов, и я всегда буду рад в них участвовать.

Перед нами несколько концертов, а в декабре приглашаю всех в Консерватории на традиционный концерт моего класса.

PrincipalChairs

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ