Ярослав Беляков
Наверное никто не будет спорить, что воспитание подрастающего поколения, формирование его нравственных и мировоззренческих ориентиров – важнейшая государственная и общественная задача.
Для юного музыканта такое воспитание происходит в результате взаимодействия со сверстниками и дирижёром-педагогом в процессе коллективного музицирования – в оркестровом классе.
И, конечно, ключевую роль в воспитании юных музыкантов играет личность дирижёра – уровень его культурных и духовных запросов, эрудированность, искреннее желание поделиться своим опытом с младшими коллегами.
К сожалению, в наше время далеко не каждая музыкальная школа может позволить себе содержать оркестр – сказывается и недостаток материально-технических ресурсов (изношенный инструментарий и отсутствие помещения необходимого размера) и подготовленных кадров.
Задачи, стоящие перед руководителем такого оркестра далеко выходят за рамки того, к чему готовят студентов-дирижёров в консерваториях.
Дирижер не просто является художником-интерпретатором, – работа с детским коллективом требует комплексного сочетания многих качеств. Это прежде всего терпеливое, бережное обращение с оркестрантами-этими формирующимися юными умами, личностями, только начинающими постигать необъятный мир Музыки.
В отличие от “взрослого” оркестра, детский коллектив не может сходу исполнить новое произведение – необходим тщательный разбор нотного материала, репетиции по группам, а подчас и индивидуально. Нотный материал тоже проходит большую подготовку – адаптацию под технические возможности конкретных исполнителей. Зато при выступлении на концерте именно детские оркестры заряжают своей необычайной энергетикой искренности и свежести.
Работа с детским коллективом является хорошей практической школой для дирижёров, она позволяет научиться досконально разбираться в оркестровой “кухне” – штрихах, артикуляции, подбору репертуара и планированию выступлений, объёмно-пространственном решении композиции в целом и технологии репетиционной работы – т.е. здесь присутствует колоссальный момент самопознания дирижёра.
Ведь в профессиональном оркестре, как правило, с дирижёра снимается часть этих обязанностей, например, штрихи струнным может грамотно расставить концертмейстер первых скрипок (сообразуясь с художественным замыслом), уровень музыкантов позволяет дирижёру меньше соприкасаться с проблемами чистоты интонации и несовершенства ансамбля, не нужно подсказывать конкретный исполнительский приём – достаточно художественного образа, намерения интерпретатора уверенно “считываются” музыкантами.
Таким образом, дирижёр только закончивший ВУЗ часто оказывается в ловушке профессии, реально разбираясь в предмете поверхностно – и всему виной как раз этот момент “интеллектуального иждивенчества” на оркестре, который даёт ложное чувство уверенности в своём профессионализме.
Стоит также упомянуть и об относительно небольшом количестве практической работы с оркестром во время учёбы (хотя в последние годы ситуация несколько улучшилась).
Идея проекта “В мастерской Оркестра” пришла ко мне во время учебы в аспирантуре Московской консерватории, в классе прославленного Геннадия Рождественского. И уже будучи преподавателем Консерватории мне хотелось бы повернуть сложившуюся ситуацию в нужное русло – проложить “мостик” между оркестрантами-исполнителями и дирижёрами.
На базе симфонического оркестра МГДМШ им. С. С. Прокофьева студенты дирижерских факультетов музыкальных ВУЗов будут погружаться в технологию репетиционной работы – совершенствовать алгоритмы постановки и решения исполнительских и творческих задач, а также постигать особенности психологии оркестрантов и способы успешного взаимодействия с коллективом. При этом и оркестранты будут учиться полнее понимать намерения своего руководителя.
Всего в цикле 2017 года запланировано четыре встречи, посвященных различным аспектам оркестрового исполнительства. Таким образом замысел проекта объединяет представителей всех оркестровых специальностей, как учащихся так и педагогов, а так же привлекает будущих руководителей оркестра – дирижёров, как неотъемлемых участников исполнительской суперсистемы “Оркестр”.
Всё это должно способствовать подъёму отечественного оркестрового исполнительства.
Подробнее о проекте
Ярослав Беляков, преподаватель МГК им. П. И. Чайковского
Об авторе