О чем предупреждали великого композитора

Автор:Аида Воробьёвa

О чем предупреждали великого композитора

Петр Ильич Чайковский

В трудные моменты жизни я думаю: а что если бы мои родители 20 лет назад написали мне примерно такое письмо?..

«Милый мой Питер! <…> У меня, солнышко ты мое, но скажу истину, болит сердце за вас. Ну, слава Богу, ты закончил по запросу музыкальное образование – и что даст тебе: ты говоришь, быть учителем, наверное, называть профессором теории музыки с ничтожным жалованьем! Этого ли вы достойны?

Легкая головка бальное образование, прекрасный характер того заслуживают! <…> Похвальна твоя страсть к музыке, но, друг мой, это скользкий путь, вознаграждение за гениальный труд-это долго, долго, позже. Посмотри ты на бедного музыканта Серова, трудясь с увлечением, он только приобрел серебряные волосы, а не серебро. <…> Глинка умер я был беден, так же, как и другие наши таланты дешево ценится…»

Так отреагировал Илья Петрович Чайковский, узнав о завершении сыном Петербургской консерватории. Спустя еще месяц, после получения от Петра письмо с уверениями в том, что жизни не представляю без музыки, огорченный отец пишет:

«Ну, если это ваше призвание, то вперед и интерпретировать ничего. В семье моей лучшей жемчужина, я не думал, что на твою долю выпадет так сложно и скользская дорога! Из ваших даров ты никуда не пропал».

И это правда. До того как стать учеником консерватории, Петр ильич Чайковский успешно окончил Имперскую Школу пошел – очень престижная школа, по статусу приравненное к Царскосельскому лицею. Перед выпускниками открываются двери высших государственных учреждений.

Семья Чайковских, 1848 год. Слева — Петр Ильич

Кстати, бедный музыкант Александр Николаевич Серов, о котором идет речь в письме Илья Петрович, тоже выпускник Школы пошел. Он стал известным композитором, он создал оперы «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», ярко проявил себя в музыкальной критики. Но до того как музыка, наконец, получил его, служил в Министерстве юстиции, был заместителем председателя Таврической уголовной палаты.

Возвращаясь к Петру Ильичу Чайковскому. После получения консерваторского диплома отправляется в Москву. Молодой музыкант начинает свою педагогическую деятельность в стенах только что открывшейся Московской консерватории. Он более 10 лет занимался с учениками, и профессорское заработной платы составляло основную часть его дохода.

Удивительный талант композитора Чайковского, конечно, был быстро замечен. Но не каждый его сочинение сразу рассматривается с должным вниманием и пониманием. Страдания, связанные с восприятием музыки современного композитора было очень много.

Трудно сказать, чтобы был список его произведений настолько впечатляющим, если бы не финансовая поддержка богатой любитель музыки Надежды Филаретовны фон Мекк. Щедрые субсидии позволили Чайковскому завершить педагогическую деятельность.

Какая связь между даром фон Мекк, уходом из консерватории и творчеством?

У композитора, не связанного обязанностями учителей, немного свободного времени, для работы, для спокойной, тихой, несуетной работе над песнями. Разница между диаграммой профессора, в день сжигается на уроках, вечером на репетиции, а ночью, сочиняющего музыку, и графику по-настоящему свободного художника? Есть, и это огромное. Надежда Филаретовна в полном смысле этого слова сохранилась Чайковского к музыке.

Что касается признания… Это сегодня нам кажется, что музыка Чайковского — моя любимая, самый очевидный и самый исполняемый. А XIX век был не так щедр на комплименты.

Пожалуй, только во второй половине 1880-х годов постепенно признание таланта Чайковского становится обычным явлением.

Внезапная и трагическая смерть композитора, очень похожая на самоубийство, не позволила ему победить в новое столетие. Конечно, многое из высказанного Чайковским было подхвачено великим Рахманиновым. Но это совершенно другая личность. «Нервная система» последних сочинений Петра Ильича работает на принципах, близких искусстве экспрессионизма. В ней предчувствуется и голые нерва симфонии Шостаковича.

См. также:Елена Цаллагова в роли Нанетты в «Опера Бастиль»Петр ильич Чайковский

Даже не нужно быть специалистом в области психологии, чтобы сделать вывод: профессия, музыка – и, тем более, композитора! – серьезно увеличивает количество стрессовых ситуаций в жизни человека, глобально влияет на его характер, отношения с людьми.

Так почему Чайковский не проклинал свою профессию, почему он был верен музыке, почему ты не выбрал ее службу в Министерстве юстиции?.. Ответ один: музыкант – не профессия и даже не призвание. Это неизлечимое вирусное заболевание.

Можно сказать поэтичнее: надежная Небом задачей. В любом случае, потребность сочинять, создавать музыку – это что-то, управляющее жизнью человека.

Осмелюсь предположить, что в чисто жизненной области музыканты гораздо менее благополучны, чем «обычные» люди. Но высокое творчество дает несчастным такие мощные взрывы счастья духовного, пространства, божества, — что они закрывают для них пути к возвращению к обычной жизни. А если это не счастье, эйфория, а некоторые идеи, глубокие эмоциональные потрясения, сродни религиозным, – ли менять их композитор, дирижер, пианист на гарантированный жизненный покой? И вот уже «обычные» люди, кажется, музыкантам несчастны.

Великие композиторы, как и актеры, наделенный способностью жить, в подробностях жизни своих героев, сопереживать им – как если бы это были реальные люди.

Когда Чайковский написал последнюю сцену оперы «Пиковая дама» — ту, в которой бедный Герман, обманут судьбой, умирает — так ему было жаль героя, что он начал плакать. Композитор объяснял это так:

«Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время настоящим, живым человеком, притом очень мне симпатичным».

Такой эмпатии способствовало и доброжелательное отношение композитора к будущей исполнителя партии Германа Николаю Фигнеру:

«Так как все время я воображал Германа в виде Фигнера – это я и принимал самое живое участие в его неудачи».

Похороны П. И. Чайковского

Так же непосредственно композитор представлял и эпизоды, связанные с таинственно Графини. Сцена, где лицом к лицу сталкиваются Герман и сопровождение роковой card секреты, вызывала у Чайковского «страх, ужас и шок». А после завершения работы над сценой появления призрака Графини автор боялся оставаться один, боясь, что и ему может быть страшно гостя.

Для юриста Чайковского были бы недоступны такие переживания, не доступна сама возможность заглянуть за стены рационально постигаемого мира. Музыка не отпустила его от себя – даже самые сердечные письма отца были бессильны.

Под конец позволю себе смешивать высокий и низкий стили. Как то в поезде услышала рассуждения одной дамы:

«Ходил у меня сын на аккордеоне, а потом и не стали делать. Ничего в музыку идти – там нищета одна».

Все правильно, кроме одного: это не дама решила спасти сына от музыки. Это музыка, она не хотела идти туда, где нет страстей, где нет призвания.

Алевтина Бояринцева, moiarussia.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ