«Нуреева подвел темперамент». Вячеслав Гордеев за кулисами большого балета

Автор:Аида Воробьёвa

«Нуреева подвел темперамент». Вячеслав Гордеев за кулисами большого балета

Народные артисты СССР Вячеслав Гордеев – Принц и Надежда Павлова – Одиллия в «Леюедином Озера», 1984 год. Фото А. Макаров/РИА новости

«Ходили разговоры, что идея жениться на нас с Надеждой Павлова родилась почти в утробе ЦК КПСС – по аналогии с космической парой Николаев – Терешкова»,

– сказал «Аиф» народный артист СССР, легенда Большого театра Вячеслав Гордеев.

«Кровавый танец»

– Мама очень хотела забрать меня с улицы, поэтому я решила, что я должен стать военным дирижером. После войны военные специальности были престижными. Делать там было трудно, но строгий отбор я прошел. Меня уже побрили налысо, в течение двух дней мне пришлось переселиться в казармы. И тут вмешался его величество случай…

В середине сентября мы с мамой шли на Пушечной улице, где в то время находилось Московское хореографическое училище. На стене – объявление:

«Конкурс для одаренных детей от 12 лет. Избранные будут учиться на артиста балета для ускоренной шестилетней программы».

Авантюрная жилка была и у меня и у моей мамы. Мы отдали документы. В конце концов, из 600 участников приняли троих людей, включая меня.

Последние два года в школе я был лучшим учеником, что давало мне право на выбор места работы. Вариантов было три: только что созданный Игоря Моисеева «Молодой балет», Театр Станиславского и Немировича-данченко, где мне сразу давали ведущие партии и заработной платы 225 рублей (большие деньги в то время!) и Большой театр.

Но я хотел работать только в условиях Свободы. И когда меня зачислили в состоянии артистом кордебалета с окладом 98 рублей, был на седьмом небе!

Солист балета ГАБТ СССР, народный артист СССР Вячеслав Гордеев, 1984 год. Фото А. Макаров/РИА новости

Я был в татарской пляске в «Бахчисарайском фонтане». Опытные художники любили положить в татарскую танец только что пришел из школы. А для неопытных танцоров, не знал всех хитростей и приемов, это были, не побоюсь этого слова, «кровавый танец». Но такую «школу» нужно было пройти!

График был плотный. Подъем в 8.00. В 9.15 уже стоял у балетного станка. 10.00 менял мокрую рубашку, и я пошел в «общий класс». Потом попытка, вторая, третья…

Поставил перед собой цель: например, прыгнуть 1000 раз. На бетонном полу. Босиком. Чтобы «вырастить» ноги. А потом еще 200 раз – со стула на пол и снова на стул. Такие расстрелы устраивал, мышц и позвоночника.

Иерархическая лестница, которая отделяла танцовщика кордебалета от премьер-министра, я преодолел довольно быстро. У нас в школе была компания – Мессерер, Богатырев, Барышников, Годунов. Да и после выпуска мы будем продолжать общаться.

Раньше была традиция: после каждой премьере, конечно, накрывался стол. А поскольку активно входили в репертуар, Годунова, Богатырева и меня премьера случались очень часто. Грустно это было время!

Невозвращенцы

В США, где Большой выезжал на гастроли, имел очень большой успех. После «Спартака», «Дон Кихота», «Спящей красавицы» публика буквально осыпала лепестками роз… А ведь в выезде участвовали 15-20 солистов, в том числе Васильева, Лиепу, Владимирова, Лавровского, равных которым в мире не было. Когда мы с Людмилой Семенякой в Нью-Йорке мы танцевали «Голубой птицы», восемь раз выходил на поклоны.

Американский импресарио очень хотели меня заполучить. Мне принесли готовый контракт с невероятными условиями и сумасшедшими персонажами. Например, если Годунов, оставшийся в 1979 году. в США во время выступления там Великого, в то время подписал контракт на 400 тысяч. долларов за сезон, это мне предлагали миллион. Но пойти на это не мог.

Плисецкая, которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине

Слово «патриот» для меня не было пустым звуком из-за различных причин. Мои родители воевали – отец был инвалидом Великой Отечественной войны, мама дошла до Берлина. Оба потом всю жизнь работали в «почтовом ящике», принимали участие в создании космического корабля «Буран». Я не мог ни предать их убеждения, ни их самих заставить на гонения, которые, несомненно, последовали бы, если бы он не сбежал за границу.

У Нуреева с Барышниковым была другая ситуация. Они, в основном, из-за творческой неудовлетворенности. У Рудольфа Нуреева в целом неплохо: сложная личная жизнь, татарский темперамент, сложные отношения в театре.

У Метро все было спокойно, но, если бы не был в 1974 году. в соединенных ШТАТАХ, маловероятно, чтобы достичь тех высот, что удалось достичь на Западе. От Михаила я в 1975 году встретился в Нью-Йорке во время посещения Великого. Пришел к нему на репетицию, мы говорили полчаса…

С Нуреевым встретил в 1973 году в Вене, на репетиции «Раймонды». Посмотрел на нашего «щелкунчика», пришел поздравить Павлова за кулисы. Потом отметили встречу в ресторане – русские же люди! Смеялись из-за консервов и копченостей, которыми питались многие художники из гостиничных номеров, чтобы экономить свет. На следующий день в газетах написали, что «знаменитая советская пара и невозвращенец веселились за столом». Наша дружба с Нуреевым продолжалась до последних дней его жизни.

«Нас поженили»

Из Большого я уходил дважды. Сначала оттуда забирали всех народных артистов СССР, – якобы освобождали площадка для молодых, талантливых. Второй раз, когда уже был худруком «Русского балета»… Пригласили вернуться в качестве руководителя балета ансамбля – я не мог отказать. И в короткое время сделал, я считаю, что много.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев после торжественной церемонии бракосочетания, 1975 год. Фото А. Макаров/РИА новости

Но здесь тогдашнего президента Владимира Великого Васильеву кажется, что я хочу занять его кресло, а он не продлил со мной контракт. Удар был очень болезненный. Меня спасло то, что я по-прежнему много танцевать в постановках своего детища – театра «Русский балет».

Меня вообще насочиняли много. Ходили разговоры, что идея нашей свадьбы с балериной Надеждой Павловой родилась почти в утробе ЦК КПСС – по аналогии с космической парой Николаев – Терешкова. Это неправда! Просто со времен Васильева и Максимовой не было сильных дуэтов.

Это нас в 1973 году. и связал для Второго международного балетного конкурса в Москве. Павлова взяла на конкурсе Гран-при, я – «золото». В начале нас было связано совместное творчество: много танцевали, бесконечно выступал. А наши внерабочие отношения завязались в городе-курорте сочи, когда мы вместе на отдыхе в санатории. Море, солнце, романтическая атмосфера сделали свое дело…

Признать, что в то время не было совершенно не до брака. Да и Павлова едва исполнилось восемнадцать лет – не до свадьбы еще. Но мы были людьми публичными: нас гордиться, несколько, воспринимается как единое целое. Это должен был организовать свадьбу на 120 человек в «Метрополе». Но наш союз был обречен на провал с самого начала очень трудно постоянно быть вместе – и на сцене, и дома. Так и наши оппоненты постарались сделать все, чтобы дуэт распался.

Чужой среди своих». Гений балета Александр Годунов умер от одиночества

С Павлова я живу в браке почти десять лет, четверть века – с пианисткой и музыкантом Майей Саидовой, которая родила мне двух замечательных детей – Любу и Диму. Моя третья жена-Оксана – тоже пианистка, моложе меня на 26 лет. У нас двое сыновей – Никита и Саша. И я счастлив, что у меня есть и крепкая семья, и работа – наш театр «Русский балет».

Андрей Колобаев, «Аиф»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ