Денис Мацуев, Александр Сладковский и ГАС РТ. ст. Фото – Евгений Евтюхов
Концертные выступления известного российского дирижера Александра Сладковского на филармонических сценах Москвы стали едва ли не самым важным событием последнего месяца уходящего года.
После двух программ с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Евгения Светланова и австрийским пианистом Рудольфом Бухбиндером, посвященных музыке Иоганнеса Брамса и Джорджа Гершвина, маэстро снова посетил российскую столицу, но уже вместе с Государственным симфоническим оркестром республики Татарстан, художественным руководителем и главным дирижером которого он является.
Подземных вечер в Концертном зале им. Чайковского был посвящен жанру рапсодии, претворенному в музыке русских и зарубежных композиторов. Сценическим партнером Александра Сладковского был давний друг казанского коллектива, всемирно известный пианист, народный артист России Денис Мацуев.
Вместе реализовали много музыкальных проектов, в том числе ежегодный фестиваль «Денис Мацуев у друзей». Осенью состоялся в столице Татарстана в третий раз во время празднования юбилея Александра Сладковского. И вот музыканты снова встретились, но уже на филармонической сцене Москвы.
Концерт открылся исполнением знаменитой Венгерской рапсодии № 2 Ференца листа, которая изменила не менее зрелищно, и в стиле, и по оркестровым краскам Испанская рапсодия «Мориса Равеля. Оркестр блеснул своими возможностями, показывая приличный уровень игры, виртуозные навыки и темпераментное исполнение.
Те же особенности, нельзя было не заметить и в которые он произнес затем Румынской рапсодии № 1 Джордже Энеску и «Испании» Шабрие с их живыми ритмами и фольклорные мотивы.
Денис Мацуев, как обычно, увлек зрителей своей сумасшедшей прочтением Рапсодии на тему Паганини Сергея Рахманинова, заполнив ее в первый раз с казанским оркестром в Москве, как и следующих, в след за ней Вариации Витольда Лютославского на тему того же 24-го каприса Паганини.
Денис Мацуев, Александр Сладковский. Фото – Евгений Евтюхов
Мацуев был импозантен за фортепиано и ловко, с присущим ему акробатических легкостью справлялся с быстрыми пассажами. Приятно было слушать и деликатный аккомпанемент оркестра, наблюдая за аристократичными жестами Александра Сладковского, внимавшего харизматичной игре солиста.
Мало кто из концертов Дениса Мацуева обходится без приятных сюрпризов. Вот и в заключительной программе Рапсодии в стиле блюз Джорджа Гершвина случились непредвиденные «крутой поворот». Это стало очевидным, судя по находящейся на этапе установки ударной группы и контрабас. Так, что без джазовой фантазии обойтись было просто невозможно!
На то он и Мацуев, чтобы «разогреть» аудиторию вместе со своими ближайшими друзьями-художниками: контрабасистом Андреем Ивановым и барабанщиком Александром Зингером. Пятна джазовые импровизации в музыке, Рапсодия Гершвина в чем не нарушил форму писания, а, наоборот, добавляет массу искрометного юмора и сценического движения. И даже маэстро Александр Сладковский, ожидая очередного вступления оркестра, искусно повернулся к импульсивным солистов, слегка пританцовывая за пультом.
Еще один приятный сюрприз произошел после короткой реплики Дениса Мацуева, напомнившего аудитории о том, что оркестр из Татарстана не принято отпускать на трассе без их «фирменного» encore – оркестровой участка «Стан Тамерлана» из оперы Александра Чайковского «Легенда о городе Ельце, деве Марии и Тамерлане». Композитор присутствовал в зале.
Чудесная музыка с остинатными ритмами и впечатляющей амплитуды чувств и эмоций еще больше увлекла общества, не спешившую покидать зал.
И хотя в оркестре нужно было возвращаться в Казань, его художественного руководителя спешить было некуда. Потому что на следующий день уже пошли попытки с Российским национальным оркестром.
С командой Михаила Плетнева Александра Сладковского роднят давние творческие отношения. Неоднократно дирижировал РНО как в России, так и за рубежом, а самого Михаила Плетнева в качестве пианиста был приглашен на казанский музыкальный фестиваль им. Сергея Рахманинова «Белая сирень». Это сотрудничество будет продолжаться и в будущем.
А пока что, Александров Сладковский выступил с плетневскими музыкантами 31 декабря в Большом зале консерватории.
Новогодний вечер украсила музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Увертюра к опере «Похищение из Сераля», которая открыла программу, она была полна блеска и остроумия. Оркестр в руках Сладковского был чрезвычайно гибкий и органичен.
Михаил Плетнев, Александр Сладковский. Фото Ирина Шымчак
Отдельным событием вечера было участие в нем Михаила Плетнева, который глубоко исполнил Концерт № 26 ре мажор, KV 537, имеющий подзаголовок «Коронационный». Это произведение считается не полностью завершенным: в сохранившейся составляющих рукописи партитуры партия левой руки для солиста был записан не полностью. Впервые произведение прозвучало в исполнении Моцарта на торжества по случаю коронации Леопольда II во Франкфурте-на-Майне осенью 1790 года.
Интерпретация Михаила Плетнева отличалась тщательной отделкой музыкальных фраз и частей писания, ясностью мысли и благородством.
Под конец концерта появилась Торжественная месса c-dur, KV 337 с участием вокального ансамбля «Intrada» (художественный руководитель – Екатерина Антоненко) и солисты: Кристина Мхитарян (сопрано), Александры Кадуриной (меццо-сопрано), Ярослава Абаимова (тенор), Олег Цыбулько (бас).
Москвичи и гости столицы теперь встретятся Александра Сладковского и Государственный симфонический оркестр Татарстана на сольном концерте немецкой сопрано Симона Кермес. Выступление артистов состоится 12 февраля на сцене Концертного зала им. Чайковского в рамках филармонического абонемента «Гениальный сопрано».
Ну, а маршрут самой близкой маршрута Александра Сладковского продлится на Лазурном берегу во Франции. 10 января российский дирижер даст единственный концерт в Монако с Филармоническим оркестром Монте-Карло.
Вместе с европейской премьерой оркестрового письма «Синие движение» молодого композитора из Казани Эльмира Низамова, в программе прозвучат восьмая симфония Антонина Дворжака и Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса (солист – Вадим Глузман).
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru
Об авторе