Николай Цискаридзе: «я Могу сказать Дмитриченко – Паша, держись!»

Автор:Аида Воробьёвa

Николай Цискаридзе: «я Могу сказать Дмитриченко – Паша, держись!»

Николай Цискаридзе. Фото – Алексей Костромин

Ректор Вагановской Академии балета рассказал о реформах и о отношении Большого театра.

22 июня на сцене Кремлевского Дворца съездов состоялся выпускной спектакль Академии балета имени», который только что с феерическим успехом прошел в Мариинский театр в санкт-Петербурге.

Ее ректор с трехлетним стажем Николай Цискаридзе второй год подряд ставит Москве достижения своих выпускников, где реальность — декорации, костюмы — на высшем уровне. Но на самом деле, это его собственный отчет о работе.

О дисциплине, кордебалете, реформах в Вагановском, о пользе чтения архивов, а также о Большом театре и Павле Дмитриченко, отпущенном на свободу, обозреватель «МК» поговорил с ректором и народным артистом российской ФЕДЕРАЦИИ Николаем Цискаридзе накануне прибытия его школы из санкт-Петербурга в Москву.

«Я против танцующих и дергающихся человечков на сцене»

— В этом году у нас совершенно другая программа, другой состав детей — это не постоянная труппа, а школа, — говорит Николай. —

В программе выпускного спектакля я включил произведения, которые очень давно не исполнялись школе и на сцене Мариинского театра. В этом году мы вернули «Польский бал» из оперы «Иван Сусанин» — хореографический шедевр Лопухова и Кореня, наших легендарных выпускников. Он тридцать лет не шел, а наш профессор Ирина Генслер (в свое время примадонна Мариинки) провел много времени со мной на то, чтобы воссоздать «Русский бал».

Далее я квартира танца «Руслана и Людмилы» (в следующем году этому шедевру будет сто лет). Премьера последней работы Фокина в России была проведена после революции, я скомпоновал сочетании Фокиной, и, таким образом, Глинке мы посвятили весь первый акт. Не следует забывать, что в те времена балет часто исполнялся в операх, и это не были какие-то танцы, а шел полным балета акт.

Во втором акте мы покажем «Болеро» брониславы Нижинской — первую версию спектакля 1928 года, когда николай римский-корсаков написал музыку по заказу Иды Рубинштейн. Бенуа рисовал эскизы декораций и костюмов, а Нижинская поставила.

Никогда этот балет не появился в санкт-Петербурге, тем более в центре санкт-петербурга, на сцене которого Нижинская танцевала. Я хотел бы, чтобы когда-то вспомнили эту уникальную окончила академию и хореограф с мировым именем, совершенно незаслуженно забыли. И к тому же все знают бежаровское «Болеро», в котором певец исполняет танец на столе. Но дело в том, что стол не придумал Бежар, а Нижинская для Иды Рубинштейн: Бежар только позаимствовал идею и сделал свою версию. Так, что все дороги ведут на улицу успех Росси.

Ну, а в третьем акте у нас будет балет «Фея кукол» (музыка Йозефа Байера с планками номера на музыку Чайковского, Дриго и Пуни). Я взял «Фею кукол» по нескольким причинам: во-первых, балет изначально ставился для Эрмитажного театра, который в этом году юбилей. В это время балет так понравился семье Николая II, что он решил в первый раз своих детей, чтобы привести в Мариинский театр на балет. И буквально за месяц этот маленький спектакль переработан для большой сцены Мариинки, чтобы великие княжны пришли на балет вместе с мамой и папой.

Во-вторых, «Фея кукол» стала первой работой Льва Бакста, 150-летие которого отмечает весь мир. Я очень люблю этого художника, много работал в костюмы по его эскизам, и очень хотела, чтобы дети знали, что «Сусанина» танцуют в костюмах Федоровского, а «Руслан и Людмила» идет в костюмах по эскизам Коровина и Головина. «Болеро» — это Бенуа, а «Фея кукол» — Бакст. Я пригласил специалистов, которые читали детям лекции о каждого продукта, поэтому они хорошо подготовлены.

И для меня это очень важно подготовка художников, потому что я против танцующих и дергающихся людей на сцене, против бессмысленных шоу, которые показывают ясно, что на фоне бесцветного задницу. Я считаю, что наша школа в XXI веке должна воспитывать художников, которые могут делать роль и знают, о чем они танцуют.

Русский театр всегда был ценен, прежде всего, не только серьезнейшим подходом к профессии, но и тем, что существовали законы амплуа, что в последние годы пытаются затереть и уничтожить. Я же амплуа не нарушал и я стараюсь с малолетства научить всех, что только в роли должны выходить на сцену.

Мне очень понравилась фраза Владимира Мединского, когда он меня представлял коллективу академии:

«Я хотел, — сказал он, — диплом Вагановки был так же важен, как и диплом Оксфорда или Гарварда».

Я был в Оксфорде, Гарварде, на экскурсиях и много времени посвятил на изучение того, как идет учебный процесс. А я всегда думал, что если бы мне удалось в нашу систему внедрить их опыт… Вот я медленно это делаю.

Сегодня дети далеко в киберпространстве, хорошо осведомленный благодаря Википедии. Поэтому каждый раз, когда я пытаюсь объяснить им права спектакле: по каким причинам что-то происходит, что создатели жили в другом веке, и т. д.

«Я не критикую Большой. Я хочу просто сидеть и наслаждаться, наблюдая за спектакль»

— Ты ректорствуешь три года, а у тебя это третий выпуск. О каких выводах можно говорить?

— Жаль, что поломана система взаимодействия школы с театром на момент выпуска из академии. В школе карьеры не делают в ней учатся, чтобы карьера была сделана в театре. И когда мы выходим из школы, полностью обнуляем ваши успехи.

Таким образом, я хотел бы восстановить эту систему: когда Юрий Григорович с детства знал всех детей, которых он принимал в театр и сделать один солист, другой — характерным, а кто-то просто приготовить в corps de ballet. А кордебалет был везде ровным, потому что он был подготовлен одной школе, среди учителей, и в этом была сильна преемственность.

Николай Цискаридзе. Фото – Михаил Логвинов

Это теперь уничтожено. Ходячие мертвецы выглядят как одеяло — нет равенства, потому что ее нет с детства.

Я люблю балет, только потому, что это было в порядке, когда каждый спектакль был действительно произведением искусства. Поэтому, когда я говорю о кордебалете, я очень хорошо помню, что все художники были хорошо подобраны к росту.

И в Большом, в команде которого я вошел, были четкие роли: одни танцевали только в пакете, а другие никогда в пакет не становились, потому что у них были несовершенные ноги, как считалось тогда. Они были молоды, только стоящие с пиками, а они были молоды, танцевавшие только в трико на первой линии кордебалета. Это была каста; а теперь все танцуют все — и на это смотреть нельзя.

— А что бы ты хотел увидеть сегодня в балете?

— Я хочу качества. Когда Большой театр на весь мир транслирует свои спектакли, я их смотрю — там танцуют и мои ученики и коллеги. И каждый раз, когда я знаю, что это не одноразовое выступление, но я вижу, что эти художники не могут даже стоять рядом, и мы показываем это на весь мир.

Я не критикую, я хочу сидеть и наслаждаться, наблюдая спектакль, на который тратятся огромные деньги. А как руководитель я понимаю, как тратятся деньги, что и за сколько, я сам принимаю участие в создании спектаклей.

«Все знают, что в любой момент я могу зайти в школу и проверить, как застелена кровать»

— Но мы еще вернемся к Вагановской академии. Что вы хотите изменить, как человек, склонный к радикальных высказываний и действий?

— В моих высказываниях нет ничего радикального — в них только логика и ответственность. Когда я узнал, что до моего прихода, после смерти Константина Михайловича Сергеева (выдающийся танцовщик и директор школы». — М. Р.), не было ни одного собрания, методические, я был очень удивлен. Потому что наша академия — главная цитадель законы классического танца всему миру.

Я начал ходить на занятия, и я понял, что один учитель так и показывает движения, а другой-иначе. «Так меня учили», — говорил учитель. «Что это значит, что учили? — спросил я. — Есть правила»».

Я там переиздал его книгу и дал каждому. Знаете, в 1942-м Ваганова и Тарасов, который руководил московской школы, великий педагог, объединились и сняли фильм в школе классического танца, в котором показывают, как это делать, каждое движение.

Там сняты маленькие Плисецкая, Стручкова. А ведь фильм снят во время войны, когда никто не знал, что будет завтра. А люди занимались балетом. Сейчас мы живем в другом режиме, но законы танца должны быть четко исполняемы.

Ты спрашиваешь, что я изменил. Те, что здесь, можно сказать, что стала строгая дисциплина. Мне еще не до конца удалось сделать так, чтобы в мое отсутствие она наблюдается, но… все знают, что в любой момент я могу зайти в школу и проверить, как застелена кровать. И каждый человек, который не соблюдает нормы общественного порядка, мной будет отчитан. Все двоечники каждого предмета пересдают меня лично.

— Вы, как знаток дореволюционного образования случайно дырки не было в академии?

— Нет, нет, это запрещено законом. Но, в принципе, любой ребенок должен с детства понимать, что есть правила и их нужно соблюдать. Они пришли ко мне и сказали: «мы Хотим играть в футбол на заднем дворе». Пожалуйста, — я купил их в шарики и сетки для баскетбола повесил, но сказал: «вы Разобьете окно…»

См. также:Павел Дмитриченко: «Почка опустилась, но я пью таблетки»

— А если ломаются ноги? Стекло является более важным?

— Главное, чтобы они были во дворе и под наблюдением. Я тоже был ребенком, и сколько мне не говорили «не бегай», бегал. Но лучше дать им возможность работать под вашим контролем, чем они это будут делать тайно.

— Я не понимаю, ученики тебя любят или боятся?

— Ну, откуда я могу это знать… К нам в гости приехал кукольный театр «Тень» из Москвы, а его директор Майя Краснопольская стала мучить людей: «Ну, как Николай Максимович, кричит?» — «Нет, не кричит». — «Боишься?» — «Нет, не боимся». Он хороший. А один мальчик сказал: «это Ужасно, когда он шутит». Язык у меня, ты знаешь сама, острый, и если шучу, то… ну, лучше не иметь для меня.

— А мне сказали, что вы хотите построить бассейн. Правда?

— Дело в том, что в спектаклях Мариинского театра наши дети участвовали всем: в операх, и в балетах — танцуют после 20 с лишним спектаклей в месяц (Мариинский платит за каждого участника школы).

И Валерий Абессалович Гергиев предоставляет ребятам все возможности для комфортной работы, но нагрузки у них настолько огромны, что плавание-это для них очень полезно, особенно, когда дети вырастают и создают. Ведь артистам балета нельзя бегать, если поднимать штангу, то только с определенного возраста.

— Простите, а партнерша — это не вес?

— Для того чтобы поднять «живой» вес и «мертвый» — это две разные вещи. Была знаменитая история, когда наш великий штангист (не помню его фамилии) был не в состоянии поднять самую легкую балерину в мире — Екатерина Максимову. Я, наверное, не подниму 50 килограммов, а на одной руке носил балерину такой вес спокойно.

Так, что бассейн будет у нас, там, где котельная. Она уже давно не работает, и я хочу ее переделать в такой спортивный комплекс, чтобы дети по вечерам можно плавать и иметь возможность для реабилитации. В этом году здесь жили 195 россиян и 45 иностранцев.

— Мода на изучение балета стабильная или волны? Сколько в этом году человек на место?

— За этот год я могу сказать только в августе, но в прошлом приняли 60 человек, просматривая 1800. А в этом только дней прошло около трехсот.

Николай Цискаридзе. Фото – Михаил Логвинов

Интерес к балету идет волнами: в этом году впервые за последние 25 лет, пришли 36 мальчиков. Никогда не было такого количества мальчиков, и меня это очень радует, потому что после распада Советского Союза, сунул цифра приема гостей.

Не следует забывать, что театральные выпускники, консерваторские и, что самое главное, балет — главный экспорт нашей страны. Обратите внимание, единственное, дипломы, подтверждения, которые не требуют на Западе, это из сферы культуры, а остальные дипломы люди должны проверять.

«Не следует забывать, что потерпевший и Паша Дмитриченко были в хороших отношениях»

— Не могу не спросить о судьбе Павла Дмитриченко, в 2013-м, обвиняемого в покушении на Сергея Филина и месяц назад вышла на свободу.

— Я очень уважаю и очень хорошо к нему отношусь. И не раз говорил, в том числе в суде, что не верил и по-прежнему не верю в его вину. Да, он ушел, и мы видели, и мое отношение ни к нему, ни на йоту не изменилось.

— Он приезжал к тебе в Питер?

— Нет, я был в Москве, мы встречались. Он изъявил желание продолжить танцевальную карьеру. Поддержал его в этом и сказал идти учиться, а он сказал, что уже учится.

— Но, как для него, действительно, вернуться к своей профессии? Ведь за три года потеряна форма. Каждые три года — неделя художник не справится у машины… сам знаешь, что не закончится.

— Он говорит, что занимался. А потом, быть может, что не будет классической танцовщицей, в его репертуаре были замечательные характерные роли.

— Потому что Павел Дмитриченко был судим, имеет шанс поступить в серьезный театр или клеймо «сидельца» не позволит?

— В соответствии с законодательством не имеет права занимать должности в госучреждениях, связанных с работой с детьми. А в других может сделать все. Почему бы и нет? Самое неприятное для меня в этой ситуации, что никого не интересует желанию зрителей. Зритель прокомментировал, чтобы не уходил из Большой — ли кто-то на это обратил внимание? То же самое и с Нашей…

Имеет огромное количество поклонников, и эти люди хотят увидеть его в спектаклях Большого. И, конечно, не будет в них участвовать, или нет, это зависит от руководства. Если он сделает это за дело с умом, то есть возможности и потенциал.

— А ты готов ему помочь?

— А как я могу ему помочь? Я работаю в другом городе, и я могу сказать только «Паша, держись». Если будет нужна какая-то моя репетиторская помощь, то, пожалуйста, очень.

— Скажем, если это необходимо, ваша рекомендация, письмо?

— Конечно, с открытым забралом шел на суд над Павлом, ни от кого ничего не скрывал.

— Все-таки тяжелая судьба у парня. От него даже девушка ушла, из-за которой, как будто все произошло?

— Еще раз повторяю: никакого отношения к девушке эта ситуация не имела. Не следует забывать, что потерпевший и Павел были в хороших отношениях. Остальное — журналистские выдумки.

— Но она его не дождалась.

— А почему она его ждать, если он женился через год после того, как она вышла замуж? Они разошлись по всей этой заварухи. Не следует путать пробки и бутылки. Это Фигаро у Бомарше говорит: «Я гораздо лучше своей репутации». Как освещалась вся ситуация три года назад в Большом театре — не все так, как было на самом деле.

«Я никогда не говорил: «Специалист очень хороший или очень плохой»

— Вы один из немногих, кто вступается за министра культуры. Должность обязывает?

— Я не заступаюсь, я каждый раз говорю: «Господа, давайте посмотрим, что случилось. Есть статистика, основные данные: что мы сделали в течение последнего года, а что было годом ранее, а еще — за десять лет».

Я очень люблю историю. Один книгу написал так, а другой иначе. Люблю обоих, но я беру листок и читаю: ни того, ни другого в этом месте не было. В какой-то момент своей жизни я начал читать, что написано в архивных документах Большого театра. Если почитать хроники встреч, это шок. Первый такой шок у меня был, когда я прочитал протокол собрания по вопросу выплаты » из Мариинки. Кто был ее обличителями? Ее девочки (шел 37 год, людей забирали, или просто расстреливали), которые говорили такие вещи!!!…

Но, читая документы, теперь я точно знаю, что спасла ее Марина Тимофеевна Семенова, которая была примадонной страны. И что только одна ученица » из всех — Наталья Дудинская — на этой встрече защищал своего учителя.

Или я видел документы, как выбросить Мариса Лиепу, а потом Григоровича, а потом других, — фамилии обличителей не изменились. Им абсолютно все равно, кого хвалить, а кого критиковать, и они по сей день служат.

Он никогда не говорил: «Специалист очень хороший» или «Специалист очень плохой». Я просто призываю посмотреть статистику. Или недавно я был в США, и один мой знакомый, с которым он много лет поддерживал отношения, он написал мне, что, поскольку я поставил на Крым, это он со мной не хочет разговаривать. Это было так смешно.

Ко мне подходили много людей, и я им говорил: «Если вы хотите задать мне конкретный вопрос по этому письму, я могу вам ответить». Но ни один человек не мог его установить, потому что никто этого письма не читал. Прочитать все фамилии авторов и их прокляли.

— И последний вопрос. У вас есть срок ректорства заканчивается в 2019-м. Если вас не переизберут, ты готов открыть частную школу?

— Никогда. Я это говорил еще до назначения, и теперь повторяю: никогда! Это зарабатывание денег, а оно для меня не имеет ничего общего. Всю жизнь он служил в налоговой. И я прекрасно понимаю, что если я хочу развиваться артистов балета, я должна их учить в государственной школе. Мне гораздо интереснее, чтобы служить своему делу. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Марина Райкина, «MK.Ru»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ