Николай Цискаридзе. Фотографии любезно IV Санкт-Петербургским международном культурном форуме
14 декабря в Санкт-Петербурге откроется четвертый Международный культурный форум, в котором примут участие художники, политики и предприниматели из разных стран. Среди них будет и российский танцор, ректор Академии русского балета имени » Николай Цискаридзе.
«Лента.<url>» поговорила с художником о предстоящей работе на форуме, а также его учеников и культурного образования в России.
— Недавно в России отмечался 90-летний юбилей Майи Плисецкой. Кого-то из нынешних учеников вы видите возможность такой судьбы?
— Такие явления за уникальные. Майя, М. — великая балерина, перевернувшая вектор мирового балета. Наверное, с нее самый важный в мире может сравниться только Sylvie Guillem (французский танцор — ок. «Ленты.<url>»).
Сейчас очень много внимания уделяется технической стороне балета в постановке. Гений Плисецкой заключалась в индивидуальности и смелости. Она не боялась экспериментировать. Не могу сказать, что было классической красоты, но Майя Михайловна была элегантной и достойнейшей женщиной. Очень многие пытаются идти по ее пути: так же, как она, участвовать в показах, фотосессиях для глянцевых журналов, и т. д. Ничего, кроме смеха, это не вызывает. Плисецкая все уже сделала и сделала лучше.
Чего я действительно не понимаю, так это расы. Смотреть на ее последователей и смешно, а жаль, потому что они не могут понять, что солнца не можно подражать — к нему можно просто протянуть руку.
Плисецкая и в собственной семье существовала на обочине, хотя ее семья тоже наиталантливейшие личности: художники, артисты, танцоры. Он родился гением, и ничего не сделаешь.
— Что ты изучаешь?
— Профессия в первую очередь. Мы стараемся, чтобы тренировать навыки, выпустить из стен вуза абсолютно подготовленных к службе в театре артистов. Но личность искусственно привить не — это природа.
— Вы были в жюри конкурса молодых талантов «Синяя птица» на канале «Россия 1». Какие впечатления?
Николай Цискаридзе. Фото-Сергей Вдовин / Интерпресс / ТАСС
— С одной стороны, приятно видеть столько одаренных детей и профессиональнейших учителей, много делает для развития российской культуры. С другой стороны, это трудно, потому что это разные виды искусства, сравнивать нельзя. Но у телевидения свои законы, не имеют ничего общего с законами театра, и вы должны им подчиняться.
На мой взгляд, проект удался, а главное доказательство тому-высокие оценки, т. е. интерес зрителей. Хорошо, что большой федеральный канал повернулся в сторону серьезного искусства, а главное — творческого образования, в котором Россия находится в лидерах на протяжении многих веков. Российского образования, созданной и закрепленной в течение последних ста лет системе, не имеет себе равных нигде в мире, ни в танце, ни в музыке, ни в пении.
К сожалению, во многих регионах после распада СССР все провисло. Однако интерес к сегодняшней телевидения, искусства, меня очень радует — не только как руководитель одного из крупнейших вузов страны, но и просто в качестве зрителя.
— Как в собственные проекты для детей?
— У нас многое проходит, но главной задачей является обучение. К сожалению, обучение должно быть консервативным, требующие режима и дисциплины. Это самое главное. Постоянно участвуем в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях. С одной стороны, это хорошо, а с другой — отвлекает от учебы.
— Как смотреть на будущее балета? Оптимистично?
— Здесь все зависит от того, кто управляет основными творческими группами в стране. Мы только учимся. Когда дети уходят в театры, их история начинается заново. Снова стоит напомнить о советской системе. В разделе должен быть творческий человек с серьезным музыкальным, хореографическим или театральным образованием. Ни в коем случае нельзя ограничивать себя только менеджеров и культурной жизни. Последние двадцать лет показали всю трагедией.
— Сейчас хорошие руководители?
— Практически не имеет. Можно назвать только Валерия Гергиева. Великий музыкант возглавляет большой театр. Так и должно быть. Потому что у Мариинки такие успехи. Гергиев сочетает в себе качество и менеджера, и худрука. Уникальная личность.
— Что вы будете делать на IV санкт-Петербургском международном культурном форуме?
Одной из основных идей академии — подготовить к празднованию 200-летия со дня рождения великого балетмейстера Мариуса Петипа (в 2018 году — прим. «Ленты.<url>»). Наша школа была его домом — это не только служил здесь, как педагог и хореограф, но и вообще проводил там большую часть времени и смотрел практически все спектакли. Поэтому академия должна быть в центре юбилейных торжеств. Мы тщательно записываем все, что связано с именем Петипа и его творчеством.
Николай Цискаридзе.
Фотографии любезно IV Санкт-Петербургским международном культурном форуме
Один из дней на форуме — 15 декабря — будет посвящен ему. Мы, в частности, следует рассмотреть проблемы, вытекающие из того, что в свое время советское правительство не создало фонд Петипа. А фонды других балетмейстеров, например, получают большие деньги за аренду права поставить тот или иной спектакль. Все это привело к тому, что наследие Петипа теперь сильно разбазарено. Очень нас это беспокоит, мы соберем много вопросов на круглом столе. Также мы дадим небольшой концерт, основываясь на творчестве мастера.
— На какие конкретные результаты можно рассчитывать? Договоренности, может быть?
— Общественность обеспокоена тем, что в Петербурге нет памятника Петипа, ни улицы, названной в его честь. Активисты хотели бы выдвинуть такое предложение, потому что это действительно важный персонаж. Во многих французских городах, например, некоторые памятники Сергею Дягилеву, хотя и не француз, а представитель русской культуры. А у нас ничего нет, а жаль, потому что были люди, которые действительно сыграли в истории большую роль.
Та же Майя Плисецкая. Это очень трудно — в таком архаичном искусстве сделать что-то важное для многих поколений. Поэтому я надеюсь, что мы справимся со своими задачами.
Беседовала Айгуль Хабибуллина, Lenta.ru
Об авторе