Нежная мифология Мориса Бежара

Автор:Аида Воробьёвa

Нежная мифология Мориса Бежара

Балет Мориса Бежара на фестивале «Дягилев P. S. Фото – Виктор Васильев

Центральным событием в санкт-петербурге фестиваля «Дягилев. P. S.» стало выступление знаменитой швейцарской труппы.

Балетная компания Мориса Бежара из Лозанны осиротела в девять лет назад: ее основатель, имя которого прочно ассоциируется с яркими эстетическими достижений второй половины ХХ века, умер 22 ноября 2007 года.

Наблюдать за тем, как есть авторский театр балета, который потерял главного автора, познавательно и полезно.

Программа фестиваля «Дягилев. P. S.» включает в себя три эссе Бежара и одного его преемника, Жиля Романа, вопреки хронологии, предоставленные в начале вечера.

Жиль Роман скромно утверждает, что в этой работе он вдохновлялся швейцарский психиатр Карл Юнга, по мнению которого, в каждом человеке присутствует и женское тоже.

На сцене несколько взаимосвязанных стул, красный стул. В углу на авансцене на резном восточном кресле — стали мужская фигура. Вращающийся сверху цилиндр выходит на нее бумажную пыль (прах времени?) Время от времени персонаж спит, потом, в конце расплющенная измельченной бумаги, скачет вверх…

Тем временем пять пар, в которых мужчины отличаются кроем брюк (и еще цвет кожи, что важно для сюжета), а у женщин — наличием или отсутствием чулок, они выполняют ряд произведений, для просмотра которых закрадывается мысль: быть может, правы те, кто утверждают, что европейская цивилизация себя исчерпала, а потому беззащитна перед агрессией? В любом случае, то, что темнокожий партнер делает с белой женщиной, другого ответа не дает.

Во втором отделении были показаны эскизы Мориса Бежара «Этюд для дамы с камелиями» в исполнении стройная, красивая Элизабет Рос и пряная индийская «Бхакти III» для октета с солирующей парой. Это образцы высокого стиля: острый рисунок, гармония статики и ритма, равновесия и баланса.

Замороженные силуэты не менее красноречивые, чем те же движения. Нет необходимости оценивать хореографию отдельно от всего: важнее общая визуальная культура. Так, на художественной выставке, иногда привлекает внимание простой рисунок.

«Чудесный мандарин» на музыку Бартока, показанный на завершение программы, далек от идеалов гармонии. Провокационный характер сюжета — кучка случайных людей использует девушку как приманку для денежных средств клиентов — усиливается многократно. Девушка представляет мужчина, бедра которого прикрыто кружевным цветком; китайский чиновник символизирует эпоху председателя Мао; проявления желания, состоящие из комплексной пленки вероятности.

От известного балета эстетики — только аллюзия на конечный откровенно сексуальные движения из «Послеполуденного отдыха фавна» Нижинского, как известно, спровоцировавшее громкий скандал на парижской премьере в 1912 году.

См. также:Пиковая дама уехала в Петроград

Тогда художника, как мы знаем, по сравнению с отвратительным животных, а возмущенные матери скрывают свои лица дочерей в подолах своих платьев. Конечно, в своем труде Бежара история китайца, не выдержавшего испытания любовью — не более, чем повод для насмешек.

Как это смешно? Кому как. Времена очень изменились. И может быть, в команде не стоит сейчас подвергать свое честно завоеванное место в балетной мифологии? Легенды могут исчезнуть без следа, если не уберечь их от встречи с реальностью.

Варвара Свинцова, «Известия»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ