Лариса Гергиева. Фото – Анатолий Медведь
…Она объездила с гастролями, концертами, мастер-классами добрых полмира: сегодня за окнами ее гостиничного номера – купол собора Святого Павла и башни лондонского Тауэра, завтра – зеркальная гладь каналов Венеции и Палаццо Дожей, послезавтра – украшенные драконами крыши старинных пагод и ультрасовременные небоскребы Пекина.
«Королева клавиш», «высокопрофессиональный музыкант, умеющий раскрыть глубину содержания любой оперы мирового репертуара, поражающий неуемной работоспособностью и спектром возможностей», – так отзываются о ней отечественные и маститые зарубежные музыкальные критики.
Она 32 раза была признана лучшим концертмейстером по итогам престижных российских и международных вокальных конкурсов – в том числе, знаменитого конкурса Би-Би-Си.
Ей, блестящему музыкальному педагогу с мировым именем, и звездной плеяде ее учеников – воспитанников Академии молодых оперных певцов Санкт-Петербургского Мариинского театра – рукоплещут сегодня Нью-Йорк и Париж, Милан и Вена, Лондон и Лиссабон, Буэнос-Айрес и Токио, Берлин и Брюссель, Эдинбург и Рим, Мадрид и Сан-Франциско.
Она и сама – директор и председатель жюри многих музыкальных конкурсов и фестивалей, среди которых – международные конкурсы имени Римского-Корсакова, Павла Лисициана, Елены Образцовой, «Опера без границ», всероссийский конкурс вокалистов имени Надежды Обуховой…
В ее репертуаре – более 100 оперных постановок, подготовленных для различных театров мира. Но при этом она убеждена: «воздух родины – он особенный». И признается с улыбкой: где бы она ни выступала, сердце ее всегда стремится на родину, в Осетию. Туда, где ее корни, где она выросла, где окончила в 1972 году фортепианное отделение Орджоникидзевского училища искусств (ныне – Владикавказского колледжа искусств, который обрел вместе с новым статусом имя ее брата – своего самого «звездного» выпускника, маэстро Валерия Гергиева)… И где началась для нее профессиональная карьера музыканта.
Это – все о ней, Ларисе Гергиевой. Народной артистке Северной и Южной Осетии, России и Украины, почетном члене Английской королевской академии музыки и драмы, члене Международной ассоциации экспертов по вокалу, худруке Национального государственного театра оперы и балета РСО–А и Дигорского госдрамтеатра…
27 февраля она отпразднует юбилей. А еще нынешний год – это год 50-летия ее творческой деятельности.
Юной Ларисе было всего 15, когда ее педагог Зарема Андреевна Лолаева привела ее, как вспоминает сегодня сама юбиляр, «за ручку» к Виктору Константиновичу Дзуцеву – легендарному басу труппы Северо-Осетинского музыкального театра. И сказала:
«Хочу, чтобы ты попробовала себя в концертмейстерстве».
Репетиции с Виктором Дзуцевым и стали для Ларисы Гергиевой первыми шагами в профессию…
«50 лет творчества». Под таким названием прошел 20 февраля на сцене Большого зала Московской госконсерватории им. П. Чайковского юбилейный вечер Ларисы Абисаловны – первый в череде творческих вечеров и праздничных концертов, посвященной этим двум знаковым для нее датам, которая состоится в течение 2017 года в России и за рубежом.
Звучали со сцены поздравления в ее адрес – из уст коллег, друзей, именитых представителей московского осетинского землячества. В концерте приняли участие ее лучшие ученики, многим из которых не раз аплодировал Владикавказ – солисты Мариинки Юлия Маточкина, Мария Баянкина, Ольга Пудова, Екатерина Сергеева, Антонина Весенина, Наталья Павлова, Илья Селиванов, Григорий Чернецов, Ярослав Петряник.
А во втором его отделении за дирижерский пульт Концертного симфонического оркестра Московской госконсерватории, в сопровождении которого выступали мариинцы, встал наш молодой земляк – заслуженный артист РСО–А Тимур Зангиев.
Не преминула адресовать свои поздравления «виновнице торжества», не единожды становившейся героиней наших интервью, в преддверии ее юбилея и редакция «СО».
– Для артиста, для человека творческого юбилейные вехи в биографии – как перевалы для альпиниста: это – всегда еще и поводы «подытожить пройденное», снова оглянуться на покоренные перевалы, оставшиеся за спиной, наметить маршруты к высотам новым… Ваш творческий диапазон не устает удивлять своей широтой критиков-музыковедов и поклонников.
А кем прежде всего ощущает себя сегодня в большом искусстве сама Лариса Гергиева? Концертмейстером? Музыкальным педагогом с ярким мировым именем? Театральным худруком? Энергичным, полным дерзких новаторских идей организатором фестивалей искусств, которые уже стали «визитными карточками» культурной жизни Осетии – и не только Осетии? Или – всем этим, неразрывным в своем единстве, «сразу и вместе»?
– «Сразу и вместе»! В Мариинском театре у меня в последние два сезона очень много интересных проектов. Только в одном нынешнем сезоне – 36 премьер. Это и новые постановки, и концертные исполнения опер, и премьеры камерных опер для взрослых слушателей, а также опер детских… Цифра невероятная! И все это, будто нарочно, пришлось на юбилейный для меня год.
Трудно и сложно, конечно, когда на тебя ложится такой огромный объем работы. Раньше мною за один сезон никогда разом столько всего не делалось. Трудно – но по-настоящему захватывающе…
Среди этих произведений – немало очень любимых мною, но есть и такие, которые я еще ни разу не ставила. Те же, например, «Золушка» Массне, «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Сорока-воровка» Россини…
И наряду с тем, что я возглавляю в качестве художественного руководителя Академию молодых певцов Мариинки, для меня, конечно же, не менее интересно и важно то, что я делаю в Осетии. Моя работа на посту худрука сразу двух театров во Владикавказе.
Обожаю оба «своих» театра – и республиканский Национальный театр оперы и балета, и Дигорский. И там, и там рядом со мной – просто замечательная команда, вместе с которой я стараюсь регулярно радовать театралов Осетии новыми проектами.
– Полвека творческой деятельности – цифра красивая, звонкая и впечатляющая. А с какими из этапов вашей «жизни в искусстве» у вас, Лариса Абисаловна, связаны самые дорогие и теплые воспоминания?
– Во-первых, безусловно, это знаковые для меня выступления за рубежом. Пожалуй, кроме Африки, я объездила и облетела с концертами все континенты. Выступала на самых престижных сценах мира: тут – и Карнеги-холл, и Вигмор-холл, и сцена Театра Ла Скала…
Играла много раз со многими выдающимися певцами современности. Аккомпанировала великим голосам: Ирине Архиповой, большому другу Осетии Елене Образцовой, к 60-летию которой я организовала международный вокальный конкурс ее имени – недавно он прошел уже в десятый раз…
Тот же мой первый концерт на сцене Ла Скала и то, как впервые звучали там в мой адрес аплодисменты – разве это забудешь? Это был для меня момент полного и абсолютного, зашкаливающего счастья – когда я, выйдя к публике на поклон, стояла у того самого рояля, на котором играли самые великие пианисты, и думала:
«Вот бы меня увидела сейчас моя наставница Зарема Андреевна Лолаева…»
А как забыть победу моего ученика Даниила Штоды – любимца слушателей Осетии, народного артиста РСО–А – на престижнейшем конкурсе «Опералия Пласидо Доминго»? И еще – свои слезы счастья, когда другая моя ученица, Юлия Маточкина, завоевала «золото» на Международном конкурсе им. Чайковского?..
– Академию молодых певцов Мариинки вы возглавляете уже немало лет. Вами подготовлено за эти годы для российской оперной сцены целое созвездие талантов. А какой смысл вы сами для себя вкладываете в эти слова: «Быть наставником творческой молодежи»?
– Быть педагогом – это, на мой взгляд, призвание. Каждому из учеников ты, учитель, должен отдавать кусочек собственного сердца. Вот тогда будет результат… Мною воспитано уже около 200 лауреатов международных конкурсов. А Академия молодых певцов Мариинского театра в 2018 году отметит 20-летие, и все эти годы я ее бессменно возглавляю.
И убеждена: музыкальному педагогу мало быть просто педагогом. Для своих ребят я стараюсь быть и тренером-наставником, и психологом, и другом – и, наконец, второй мамой. А для меня они все – как собственные дети.
Кроме этой работы в академии и в оперных театрах множество раз проводила я как педагог мастер-классы за рубежом. Только в США – в двух самых знаменитых североамериканских университетах, Йельском и Гарвардском, в Джульярдской школе, в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке… А еще – в Англии, Германии, Италии, Канаде, Японии, Китае… Ведь этот список даже перечислить с ходу сложно.
– Вы сегодня ведете в России очень большую работу по популяризации классической музыки среди широких слушательских кругов – в том числе, тесно сотрудничая с радио «Орфей». А какие шаги, на ваш взгляд, нужны и в масштабах страны, и d Осетии, чтобы вернуть молодежь в залы оперных театров и филармоний?
– В наш Национальный театр оперы и балета, кстати сказать, молодежи ходит сегодня очень много. И видеть в его зале молодые лица всегда приятно и радостно. Ну, а мое мнение таково: руководство республики и ее городов и районов должно и само показывать здесь народу пример. Интересоваться активнее творческой жизнью наших театров, чаще бывать на их премьерных спектаклях… Как делал это в свое время тот же незабвенный Билар Емазаевич Кабалоев.
А детей наших взрослые должны как можно раньше приобщать к музыке, к театру, к красоте высокого искусства. Что же до Театра оперы и балета, то спектаклей, адресованных юному зрителю, у нас в репертуаре сейчас тоже очень много.
И я искренне горжусь победой нашего спектакля «Брундибар», премьера которого состоялась во Владикавказе в прошлом году в дни ХI фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой» и в котором были заняты ребята из нашей театральной студии «Золотой ключик» и из детских музыкальных школ Осетии, на I всероссийском Национальном конкурсе «Онегин».
А своему сотрудничеству с радио «Орфей», где я веду передачу «Я – концертмейстер!», тоже придаю очень серьезное значение. Недавно на радио «Орфей» был записан, например, цикл моих бесед о музыке с выдающимися оперными певицами – Марией Гулегиной, Галиной Горчаковой…
– Международный фестиваль искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой», ежегодно проходящий во Владикавказе вот уже свыше десятка лет, это сегодня одна из «визиток» культурной жизни всего СКФО. Каким вам видится его будущее? И какими – пути развития этого фестиваля?
– Я думаю, что плечо ему, безусловно, должна подставлять и сама республика тоже. Потому что он является на сегодняшний день ярчайшим культурным брендом Северной Осетии, а любителям классического искусства и из нашей республики, и из других регионов Северного Кавказа дает уникальную возможность знакомиться «вживую» с творчеством именитых музыкантов и артистов со всего мира. И очень-очень хотелось бы, чтобы фестивалю оказывались и большее внимание, и более ощутимая финансовая поддержка со стороны руководства республики.
– И, разумеется, как же без вопроса о новых творческих планах и проектах, которые намечены на этот год в возглавляемых вами Национальном театре оперы и балета и Дигорском театре?
– Сейчас в Театре оперы и балета мы работаем над постановкой «Евгения Онегина» Чайковского и «Аиды» Верди. А Дигорскому театру предстоит работа над пьесой Шекспира «Двенадцатая ночь»: ее будет ставить уже хорошо знакомый Осетии французский режиссер Алан Маратра, который поставил там же, в Дигорском театре, «Дон Жуана» Мольера. Планов много!
– «Моя заветная мечта – чтобы Владикавказ обрел прочную репутацию одной из творческих столиц Северного Кавказа», – не однажды делились вы с журналистами. А как вы сегодня оцениваете перспективы воплощения этой мечты в реальность? И – вопрос «под занавес»: что для вас Музыка, Лариса Абисаловна?
– На мой взгляд, Владикавказ сегодня – один из тех городов Северного Кавказа, где творческая жизнь, что называется, кипит. Но интерес к классическому искусству растет и у наших соседей.
Нам нужно очень стараться, чтобы репутация такой культурной столицы СКФО за Владикавказом была сохранена. Надо приложить к этому много усилий, надо знать, как этого добиваться – и надо, чтобы над этим вопросом работали настоящие профессионалы. Одного желания здесь мало. А Музыка… Музыка для меня – это моя жизнь…
Елена Толоконникова, “Северная Осетия”
Об авторе