Непостижимый Фейнберг

Автор:Аида Воробьёвa

Непостижимый Фейнберг

Самуил Фейнберг

Неизвестные материалы о Самуэль Евгеньевиче Фейнберге (1890-1962) — в новом сборнике, изданном на 125‑летие со дня его рождения.

В течение последних 20 лет в России вышел ряд книг по истории и методики фортепианного искусства. Из последних новинок можно указать на четыре тома, посвященных Г. Нейгаузу, два сборника статей о А. Гольденвейзере, сборник о В. Софроницком, фундаментальная публикация переписки В. Сафонова, и др. Так, что пианисты, преподаватели, студенты и поклонники отечественных музыкантов могут составить внушительную библиотеку, связанную с этой эстрады профессией.

S. J. Feinberg. Материалы. Воспоминания. Статьи. К 125-летию со дня рождения
Ред.-состояние. В. Бунин, М. Лидский. — Астрахань, 2015 — 248 s. Тираж 400 экз.
Свой вклад внесла и газета «MO»: были выпущены книга Льва Наумова «Под знаком Нейгауза», в 2014 — сборник статей «Международный конкурс им. П. и. Чайковского: Хроника событий. Факты. Комментарии».

В этой серии появился еще один значительный труд — о С. Е. Фейнберге, одной из крупнейших фигур в отечественном исполнительстве.

Ученик А. Гольденвейзера, выдающийся виртуоз, с хорошей памятью, композитор и писатель, он 40 лет преподавал в Московской консерватории. Среди его учеников: В. Мержанов, В. Натансон, С. Иосифович, В. Бунин, В. Башни, Н. Емельянова, Л. с., Дании, Л. Рощина, Я. Игнатьева и др. В историю вошли его циклы концертов, посвященные и. С. Баха (48 прелюдий и фуг, собственные обработки), Л. Бетховена (32 сонаты, камерные и сольные произведения), программы с музыкой Шопена, Шумана, Прокофьева, Скрябина (10 сонат). Книги Фейнберга «Мастерство пианиста» (1978) и «Пианизм как искусство» (1965,1969) являются обязательными для заполнения списка на методологии и истории фортепианного искусства. В библиографическом списке о нем появляются две коллекции. Первый из них относится к советской эпохе — «S. J. Feinberg. Пианист, композитор, исследователь» (1984), а второй-выпущенный четыре года назад, к 120‑летию со дня рождения (в Московской консерватории, 2011). Много статей его учеников, а также монография В. Бунина, одного из нынешних авторов («Музыка», 1999).

Юбилей

Главными идеологами и «двигателями» газеты стали его ученик В. Бунин и пианист М. Лидский, который не только сохраняет документальную память о нем, но и выполняет музыка Фейнберга-композитора. Кроме того, М. Лидский активно занимается издательско-просветительской деятельности. Под его руководством в Волгограде выходил заметное журнал «Волгоград — Фортепиано». В программу концертов он включает и редко звучащие музыки Вы. Метнера и Н. Мясковского.

Книга была представлена на юбилейном концерте в Московской консерватории, 20 сентября, в котором выступали ученики С. Фейнберга, звучала музыка любимых композиторов, и его писания.

«Квадривиум»

Дизайн и концепция коллекции довольно необычно для традиционных юбилейных публикаций. Вместо известной автобиографической статьи «родился», «учился», «он выступал и там, и там», восторженных эпитетов («выдающийся», «уникальный», «первый из первых») все начинается с разговора редакторов публикации М. Лидского и В. Бунина. Жанр такой статьи, что-то похожее на телевизионные встречи с интеллектуалами, позволяет обсуждать вопросы, обсуждать. И в результате, читатель приближается к пониманию личности пианиста. Осуществляется своего рода экзистенциальный прыжок. При этом эмоциональный тон ей задает предисловие В. Мержанова о своем учителе, скомпанованное редакторов из статей разных лет.

Каков был внутренний мир Фейнберга? Он только скрябинист » и » человек эпохи модернизма, известно, как и его реализацией восхищался Скрябин? Авангард, знакомый с Прокофьевым и играющий его писания, и стараясь Шенберга большой? По пути авторы говорят о его связи образ, потому что Фейнберг был известен как музыкант, играющий для Ленина. Поднимается вопрос о том, как он обращался советского режима. Оказывается страшный факт: после войны носил зашитую в воротник куртки ампулу с цианистым калием, на случай ареста. Впервые воссозданы религиозные взгляды пианиста, его размышления о еврействе.

И перед читателем открывается неизвестная, таинственная фигура музыка, которая на фоне советской школы выглядит довольно необычно.

Явление Фейнберга

Не конформист и не диссидент, а художник, идущий своим путем. Он не был так знаменит, как Г. Нейгауз, С. Рихтер и Э. Гилельс. В 1920-1930‑е испытал на себе преследования со стороны РАПМ как буржуазный исполнитель (характеризуются была порывистость, взвинченная эмоциональность, наполненность энергетическими токами).

После постановления 1948 года, кстати, инициированного его учителем А. Гольденвейзером, его имя стояло в одном ряду с С. Прокофьевым и Д. Шостаковичем в качестве главных «формалистов» советской композиторской школы (это рядом с гордостью, но больно проживание этого опыта осталось на всю жизнь). Однажды на уроке с одним из любимых учеников а. и. Соболевым сказал, даже слегка лукаво, о Жиге Баха: «хорошая музыка — как формализм. Кстати, вы знаете, что в документах 48 году среди таких композиторов, как Прокофьев, Шостакович, Г. Попов, вспоминают и меня? Я был польщен! Мне было приятно — это значит, что меня тоже считают за композитора!»

Запрет на его музыкальных произведений потянул, и запрет на его выступления пианиста, отказ от записей. А потом, после государственной тактику «кнута», наступила тактика «пряника»: Сталинская премию за Концерт для фортепиано с оркестром и другие высокие награды.

Еще одна некомфортная столкновение его жизни (об этом пишут авторы практически всех статей) — это то, что он сам в первую очередь он считал себя композитора (напомним здесь С. Рахманинова). Следует отметить, что впервые в этом сборнике, настолько ясно и убедительно проведена именно эта, композиторская линия его жизни (анализ его произведений, анализ стиля посвящен отдельный блок статей). Много составе: 12 сонат для фортепиано, 3 концерты с оркестром, обработки, камерные композиции.

Последующие разделы с воспоминаниями современников (среди них-близкий друг А. Александров, композитор О. Эйгес, один из первых учеников Б. Натансон), с рассуждениями о его педагогике (ученики М. Азизбекова, Л. Снитко-Сорочинский, М. Ещенко, Л. с. Рощина, Ю. Батуев, З. Игнатьева, М. Саямов) дополняют новыми красками мир пианиста.

Прагматика

Открывая вторую часть сборника, можно понять прагматику специальный формат издания в виде альбома. Дело в том, что впервые публикуются факсимиле нот с аппликатурными и педальными ремарками Фейнберга (это несколько Этюдов‑картин С. Рахманинова), так что большой формат решает удобства. А предваряют базовые ноты методическая записка «Об аппликатуре», переводит его заметки.

Популярным среди специалистов-практиков и будет статья А. Меркулова, посвящена одной из интересных, но малоисследованных областей фортепианной педагогики — вопросам жестов и пластики движения. Об этом часто говорил Скрябин. И Фейнберг, долгое время считался скрябинистом, в значительной степени идет по пути кумира юности. Дискографию анализирует германии Николо-Александр Фигови. О пропагандировании наследия Фейнберга на западе — статья Кристофа Сиродо.

Таким образом, этот сборник статей, в дополнение к комплексной публикации наиболее важных документов, связанных с наследством, С. Фейнберга, показывает различные, иногда противоречивые пути в существовании национальной фортепианной традиции.

Можно сделать вывод, что в условиях русско-советской системы образования и пиано S. Feinberg всегда был между партиями и группами, не вступал в открытые дискуссии и шел к своим, часто трагических в пути.

Екатерина Ключникова, «Музыкальный обзор»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ