Римас Туминас, Мария Лобанова, Олег Долгов. Фото – Юрий Мартьянов
В Большом театре поставили «Екатерина Измайлову» Шостаковича – новую версию оперы «Леди Макбет Мценского уезда».
В «Екатерине» Шостакович значительно облегчил эротический составляющую оперы, заменил в либретто сильные выражения нейтральные, снизился тесситуру некоторых партий.
Дирижер Туган Сохиев и режиссер Римас Туминас, поставившие спектакль в Большом, пошел еще дальше, сгладить многострадальную оперу сильнее, чем это сделал Шостакович.
После того, как в 1936 году «Леди Макбет» была раскритикована на государственном уровне, возможность возрождения оперы в новой версии появился только 20 лет спустя.
Но комиссия Министерства культуры СССР не рекомендует ее к постановке, и «Катерина Измайлова» увидела свет только в 1963 году.
Позже из небытия была возвращена первое издание, которые ставят по всему миру и по сей день; второй – гораздо реже, и музыкальный руководитель Большого решил обратиться именно к ней.
Хотя в истории нет сослагательного в варшаве, предположим, что без трагедии 1936 года у Шостаковича могла возникнуть мысль о переработке оперы: слишком успешна была ее сценическая судьба и на родине и в мире. Из-за этого, есть и другие отзывы – Манашир Якубов, один из крупнейших исследователей творчества Шостаковича, утверждал:
«Разговоры о том, что Шостакович подверг критике партии, основаны либо о невежестве, либо о недобросовестности. Он сам говорил, что во второй редакции много поправил, привел в соответствие со своей концепцией».
Другой точки зрения придерживается музыковед Левон Акопян, я посвятил «Леди Макбет» глава в монографии о Шостаковиче, где он пишет, что второе издание потеряла
«первозданной, стихийной жизненной силы» в пользу «недостаточная рационалистического морализаторства».
В свою очередь, Якубов, в целом, он называл вторую редакцию другим сочинением:
«Это в некотором смысле две разные оперы. Первую редакцию я считаю экспрессионистской драмы, а второй – социальной трагедией. Это совершенно другая композиция, во многом более сильным».
В интервью накануне премьеры Туган Сохиев согласился с этой точкой зрения:
«Мне кажется, очень важную нишу между поздней редакцией и ранней…
Когда [Шостакович] начал работать над второй версией, – несмотря на все причины, по которым это произошло – он как художник смог сохранить главное зерно оперы, не потерять его развести».
Мы не будем ловить на слове дирижера, при всех похвалах другой редакции, подтвердившего, что в первой и содержали «главное зерно оперы»: важнее то, что Шостаковичу удалось перенести его и в другой, где много страниц, музыки и текста остались неизменными.
Показательно запись «Катерины Измайловой», сделанные коллектив Театра Станиславского и Немировича-данченко в 1964 году под руководством Геннадия Проваторова: запись одного и того же спектакля, который обратил оперы Шостаковича к жизни после долгого периода забвения и работа над которой велась под руководством автора.
Изменения касаются музыки и текста, хорошо слышны, но дух музыки остался без изменений: получить вкус к социальной трагедии «Екатерина Измайлова» осталась опера больших страстей и сильных чувств. С особой силой это слышно в оркестровой Пассакалье, следующего за сценой смерти Бориса Тимофеевича: в том, с какой увлеченностью он сыгран, не имеет тени умеренности, которая отличает вторую редакцию.
Однако можно сделать и так, как авторы новой постановки в Большом: держать сильные чувства, дирижировать оркестром в жесткие рамки, отказаться от ярких цветов, ограничить полутонов. Но в таких условиях экспрессионистская драма никоим образом не становится трагедия – трагедия всего этого мало.
И насколько же разное впечатление, исполнителя партии Екатерины и Сергея с второго и первого составов: если Мария Лобанова и Олег Долгов выглядят и звучат в определенной системе координат довольно плавно, это герои Нади Майкл и Джон Дашака кажется, что именно герои «Леди Макбет», письма молодого Шостаковича, которые перепутали эпохи и забрел в эту оперу.
См. также:Билетные спекулянты: как работает нелегальный билетный бизнес
Это заметно в разных сценах спектакля, в первую очередь, в любви. Если Майкл и Дашак не позволяют забыть о том, какую важную роль в «Леди Макбет» играла любовь плотская, Лобановой и Долгова от нее остается одно воспоминание. Что соответствует как режиссерскому, как и дирижерскому видению.
Оркестр под управлением Тугана Сохиева очень хорошо: и первая сцена Екатерины, и антракты, и сцена бессонница Бориса Тимофеевича отточенные до блеска. Я помню, повлиявший на Шостаковича, Малера, однако Малер – автор «Песни о земле», где симфонический оркестр звучит, как камерный, но не Малер, которых потрясающую тутти так хорошо научился Шостакович.
Оркестр более или менее отпущен на свободу только в четвертом «каторжном» действий, не выражая никаких сильных чувств – ни любви, ни боли, ни гнева, ни презрения.
В двух эпизодах это особенно бросается в глаза: второй перерыв, непосредственно связанные с образом Бориса Тимофеевича, вероятно, впервые в истории, содержащейся как легкая балетная музыка, лишенная всякого давления.
А упомянутый Пассакалия, записи в 1964 году, начинающееся, как взрыв, как сигнал, возвещая, что мир после смерти не будет такой же, расхваливали Сохиевым все в тех же негромких тонах, как будто это не Шостакович и Дебюсси.
Между тем, именно оркестр был главным героем предыдущей постановки оперы Шостаковича в Большом: первую редакцию в 2004 году, предназначена режиссер Темур Чхеидзе и дирижер Золтан Пешко.
Спектакль оказался на удивление научная и целомудренным; критики в один голос говорили о том, что вместо сумасшедшей «Леди Макбет» была довольно умеренной «Екатерина Измайлова». Но концерт был отличный, еще на премьерной серии, и звучал еще лучше, два года спустя, когда пилот был Геннадий Рождественский.
Туган Сохиев. Фото – Николай Иванов
То, что происходило на сцене, по воле постановщика, казалось, не интересовало дирижера в целом; спектакль развивался в оркестре, исполнявшем «Леди Макбет», как большую симфонию.
На словах с таким подходом соглашается и Сохиев:
«В этой опере нужно подходить с симфонии мышления».
И пусть под его управлением оркестр звучит чище, аккуратнее, чем Рождество, но все эмоции, выраженные оркестром, тщательно отмерены и нигде не превышают определенного уровня, а для симфонической драматургии этого мало.
В этом дирижерский подход соответствует режиссерскому. В предпремьерном интервью Надя Майкл рассказывала о несогласии с автором:
Катерина заглядывает в озеро, видит его черно-белая и предстоящей смерти и сам как будто становится ангелом смерти… Здесь с Римасом пока не согласились.
Я считаю, что эта сцена Екатерины напоминает знаменитый монолог Леди Макбет Верди, где зовет на темную сторону. Римас хочет, чтобы ария прозвучала очень лирично, чтобы люди испытывали только сострадание, но мне кажется, что она должна звучать ужасно, трагично, и у людей возникло сострадание, страх и ужас».
Надя Михаэль
В этом споре Майкл выиграла: чем дальше к финалу, тем больше ее Екатерина вызывает ужас, но в этом можно увидеть скорее темперамент замечательной певицы и артистки, ее опыт в реализации других партий роковых героинь.
Режиссер сэм явно пытался успокоить сильные чувства персонажа: Катерина с Сергеем не излучают в другом составе и тени страсти, а Борис тимофеевич (Тарас Штонда или Андрей Гонюков) ругать Кэтрин, как будто нерадивую двоечницу, но не как женщину, приводящую к его острая неприязнь и столь же острое влечение.
Яркий показатель участия режиссера «удобства» вовсе не легкий материал – тройной появление так называемых итальянских актеров:
«Будет балаганчик, с итальянскими актерами, которые заблудились в России. Ходят бедные по свадьбам, возникают, и в доме для Измайловым вошли. Балаганчик разбавляют музыкальные антракты, которых в нашей постановке много,
– рассказал Туминас в преддверии премьеры.
Между убийствами – они, видимо, итальянские художники. Чтобы не пугать зрителя, с помощью театральных методов я смягчил ужас, что происходит итальянскими песенками».
К счастью, не дошло до рифмы: впрочем, и без них появляются ассоциации с «Формулой любви» и «Свифтом» Марка Захарова, как и из спектаклей Театра e. wachtangowa, где по воле хореографа Анжелики Холиной виде драмы также придется танцевать.
См. также:Утешьтесь лесом
Зачем это здесь, остается загадкой: даже вытравив из темы секса и насилия, зачем задавать, чтобы «не пугать зрителя», если на сцене выступают три убийства и одно самоубийство?
Их не может отменить ни Туминас, ни итальянские художники, потанцуй хоть в трех, хоть во всех девяти картинах.
Не вполне убедительно и комментарии Тугана Сохиева.
«В этой опере есть огромные музыкальные куски, которые каждому режиссеру было очень трудно заполнить,
– говорит маэстро.
Шостакович рассчитывал на думающего, мыслящего зрителя, который во время этих фрагментов будет домысливать, думать, анализировать. Дирижера и режиссера важно найти ключ для таких сцен, и сделать это можно только вместе».
Можно сколько угодно домысливать, что именно символизируют итальянские художники, но само их появление, само стремление заполнить симфонические антракты имеет, чтобы развлечь публику, а не побудить к размышлениям.
Тем временем успешно решена первая предыдущем смех над Аксиньей перерыв, где героиня оказывается одна против толпы: предстоящая сцена представлена чисто пластическими средствами – ярко и в то же время сдержанно, без тени натурализма. Он, однако, сразу же появляется несколько минут спустя, когда толпа бросает Аксинью на скамейке, как на качелях – недвусмысленная и банальная метафора насилия, от чего хотели уйти, авторы спектакля.
На вопрос о том, что в мире в последние годы убедительно постановки оперы Шостаковича, Сохиев отвечает:
«Были, но все они упирались в жизнь, даже если речь идет о ведущих оперных театрах: Екатерина солила грибы, Борис шел за них умер, мы играли свадьбу, пришли настоящие полицейские из комиссариата, а костюмы могут быть из разных эпох…
Мне кажется гораздо более важным заглянуть за пределы бытовой истории и искать, что за ней стоит».
Римас Туминас
Отравления грибами на сцене действительно не имеет, но полицейские не только приходят в текущей форме, но и машут мечами, неожиданно создавая комический эффект.
Трагикомический же эффект, никем до тех пор, пока не выбран, связан с текстом второй редакции, для соблюдения которого постановщики оказались святее Папы римского.
Правда, окончательный текст страдает от избытка «недостаточная рационалистического морализаторства», о чем была речь выше, но мало кто соблюдает его буквально: как в настоящее время, как и сорок лет назад, когда «Катерина Измайлова» была поставлена в первый раз.
В записи спектакля, высоко оцененного автором, наиболее «морализаторские», второе предложение редакции поют из вариантов первого. Это довольно распространенный способ, на который не пошел Большой театр. В результате вместо лирических строк
«Муравей тянет соломинку. Воробей гнездо вьет»
Екатерина поет плакатные
«Воздух на дворе весна. Природа вокруг расцвела. Всех людей весна жизни».
Сергей – Джон Дашак. Екатерина Львовна – Надя Михаэль. Шериф – Андрей Григорьев. Фото – Дамир Юсупов/Большой театр
Ее мощная предсмертная ария в озере, где вода –
«черная, как совесть»,
могла бы заканчиваться словами
«А осенью в озере всегда волны, черная вода и большие ыволны, черные большие волны».
Но в постановке Большого перековавшаяся Екатерина поет
«И там, в черном озере, мне кажется, что муж и свекор мне посылают проклятия, страшные свои проклятия»,
что не вписывается в образ, созданный Надей Майкл, которого героиня как будто в разных мирах с мужем и свекром.
См. также:Музыка с кружевом. В Вологде состоялась мировая премьера нового произведения Александра Чайковского
Не повезло и Борису Тимофеевичу: как Екатерине уже, как призрак, он поет, как писаному,
«Несмотря на то, что достиг ты своего счастья»
вместо более естественного
«Я пришел посмотреть, как вы с Сергеем согреваешь кровать моего сына».
А его монолог на сцене бессонницы даже в постановке 1963 года, чтобы показать миру последнюю версию и измененных героев, вместо того, чтобы нелогичные реплики
«Я иду домой. Я пойду»,
которой Борис тимофеевич царил свой импульс, возвращается хищник
«Пойти к ней? Пойду»
с «Леди Макбет».
Екатерина Измайлова. Фото – Дамир Юсупов/Большой театр
Соблюдение буквы втором варианте выглядело бы это достойно похвалы, если бы так четко не доказал полное превосходство первой.
С желания, чтобы не получилось сохранить даже слабые места более поздней версии и вытекают «умеренность и аккуратность» режиссерского и дирижерского решений.
Даже полный насмешки над незадачливым Зиновием Борисовичем хор «Почему вы едете, мистер?» проходит с полной серьезностью, как будто и не восходит к «Борису Годунову» Мусоргского, где люди неискренне спрашивает «На кого ты нас покидаешь», а к «Царю Эдипу» Стравинского, где жители Фив от всей души оплакивали уход короля.
Наконец, еще одна загадка – появление в начале спектакля толпы пенальти, с которого выходит Катерина. Если это говорит о том, что рассказанная далее история – ее воспоминание, это банальнее такого приема только превращение оперы в сон или галлюцинации.
Если это пророчество будущей судьбы Екатерины, звучит и в ее словах «Не жизнь, а каторга», а главное – в музыке, от первых нот, пронизанной предчувствием беды. Кажется, что режиссеру этого мало, если вы решили проиллюстрировать сцену шумом ветра, еще до вступления оркестра, звучащий из динамиков; не хватает только бутафорского дыма, для которого не нужно огня.
В конце великой оперы Шостаковича в очередной раз не повезло в Большом, а любимая игра театрального сообщества «режиссер драматического театра приходит в оперу» снова потерпела поражение.
Кроме того, постановка 2004 года, теперь не кажется таким грустным, что казалось до недавнего времени, от настоящей ее отличают отсутствие некоторых режиссерских ошибок и полнокровная игра оркестра.
Может и новый спектакль звучит по-другому, если за пультом окажется другой дирижер; что же касается производства в России, более подходящее воплощение оперы Шостаковича выглядит работа «Геликон-оперы» (2000). «Леди Макбет Мценского уезда» – одна из немногих в мире опер, где любовь Дмитрия Бертмана в игры на грани фола оказалась весьма кстати.
Говоря о «Катерине Измайловой», не будем забывать, что это, но это не другая опера, а вторая редакция поруганной «Леди Макбет».
Илья Овчинников. ClassicalMusicNews.Ru
Об авторе