Венская государственная опера. Фото Владимир Астапкович/РИА новости
В Вене в среду, 21 декабря, было объявлено имя следующего директора Венской оперы.
С 1 сентября 2020 года. известный по всему миру театр возглавит Богдан Рошчич – австриец сербского происхождения, который начал поп-музыкальным критиком и который сделал международную карьеру в качестве менеджера в области классической звукозаписи.
Ни одного дня в своей жизни Рошчич не работал в театре. Рошчич заменит на этом посту эльзасца Доминика Мейера, который возглавляет театр с 2010 года, и для которого сезон 2019-2020 году будет последним в его второго срока во главе Венской оперы.
По сообщениям газеты » Die Presse, конкурсная комиссия выбрала из 18 кандидатов, в том числе знаменитого оперного режиссера Андреаса Хомоки, водить теперь Цюрихскую оперу, и бывшего руководителя Зальцбургского фестиваля Александра Перейру, который работает директором миланской La Scala. О желании продления договора на следующий период открыто сказал и нынешний директор Мейер.
Сообщая о назначении, министр культуры Австрии Томас Кос заявил, что выбор Рошчича призван выделить «взгляд в будущее» для театра, который является «главным институтом австрийского культурного ландшафта».
Для Австрии эта встреча, конечно, является политическим. Ведущий музыкальный критик Die Presse Вильгельм Синкович пишет в своем блоге, что выбор был сделан под давлением рекомендации федерального канцлера социал-демократа Кристиана Керна.
В любом случае, социал-демократическая партия в среду активно против, ее партнеры по коалиции, правоцентристская народная партия высказалась нейтрально, а крайне правая Австрийская партия свободы, подала заявление с резкой критикой назначения, назвав его «унижением» для театра.
Сам Рошчич пытается представить себя в роли своего рода «нового Малера». Концепция развития театра, которую он представил на конкурс, как сообщает австрийское агентство APA, называется «Вперед к Малеру». В 2022 году Рошчич будет широко отметить 125-летие вступления выдающегося композитора, дирижера, реформатора музыкального театра Густава Малера на должность директора Венской оперы.
Новый директор говорит о реформах, о тех «прекрасных моментов, когда весь театр затянуты, как в спорте, до уровня представленного произведения», что будет его целью. При этом он обещает, что в театре главный дирижер (Generalmusikdirektor), которого нет с 2014 года, когда Франц Вельзер-Мест ушел с этого поста из-за конфликта с Майер. Он также заявил о «светлом курсе современных театральное творчество» и создании «оперы 4.0».
И что бы не говорили сегодня о том, что решение не является критика Мейера, который очень аккуратно относился к традиции, ясно, что «Дом на Ринге», как в Вене называется театр, ждут большие изменения.
В то же время знатоки характеризуют Рошчича как в высшей степени компетентного менеджера, который как глава студии звукозаписи, выступал еще и в основном как производитель для многих лучших музыкантов в мире.
Рошчичу сейчас 52 года. Было 10 лет, когда семья переехала из Белграда в Австрию. Результатом его образования была степень доктора философии и музыковедению, – писал дипломную работу о философе и композитора XX века Теодоре адорно.
Затем работал в качестве журналиста – писал о поп-музыке и сми в ведущей австрийской газете » Die Presse, вел отдел средств массовой информации и поп-музыки в Курьер. Потом возглавил и переформатировал радио O3 – это качественная популярная в основном музыкальная радиостанция, принадлежащая общественного телерадиоконцерн ORF.
Оттуда он пошел в звукозаписывающий бизнес. Сначала во главе Universal Music Austria, потом был художественным руководителем Deutsche Grammophon в Гамбурге, а затем в Лондоне во главе важный в мире классической музыки лейбл DECCA, и оттуда в 2009 году переехал в Нью-Йорк уже как глава Sony Masterworks, включающей классические направления.
Отвечая на обвинения в том, что он никогда не работал в театре, австрийские СМИ пишут, что легендарный бывший директор Венской оперы Иоанн Холендер в момент его назначения никогда не работал в оперном театре.
Андрей Золотов-мл., «Российская газета»
Об авторе