Свет и жест играют в спектаклях Уилсона важную роль. Фотографии Люси Янш/diaghilevfest.pl
Оперная певица – о работе над «Травиатой» и о том, что встретила свою славу в саду.
Ассоциация музыкальных критиков Москвы присудила награды в конце сезона концертной постановки оперы Верди «травиата», «за сотворчество мастеров и художников молодого поколения в Пермском театре оперы и балета: Роберт Вильсон, Теодор Курентзис, «Надежда Павлова».
После самых восторженных отзывов в прессе, солиста Пермского оперного театра Надежда Павлова стала настоящей суперзвездой.
О своей работе над образом Виолетты Валери певица рассказала в беседе с корреспондентом «НГ» Марина Гайкович.
– Надежда, мне кажется, что лучше остальных участников спектакля «попали» в стиле Уилсона, почувствовали то, что режиссер хочет от актера. Скажите, пожалуйста, как проходил процесс знакомства с методом Вильсона. Свободно ли оперная певица, вы чувствуете себя в этой эстетике?
– С самого начала все было необычно. Конечно, необычная постановка и методы режиссуры тоже. Для классического театра. Тяжело было в первый раз физически. И все актеры это отметили: у меня болят руки, ноги, спину. Потому что это эстетика движения, в некотором смысле, это балетная или пластическая постановка.
Во-вторых, что трудно было держать определенную концентрацию. Как можно меньше драматических фраз на открытом воздухе. Должны быть все внутренние – работать голосом, глазами.
Единственное, что приветствовалось – улыбка, независимо от того, что происходит действие. В начале я не понимала, для чего, и было очень тяжело. Просто через меня! Но когда я начала пробовать, быть на сцене в таком состоянии, я поняла, что чем больше я улыбаюсь, тем больше мне хочется плакать. И сказал – это ключ.
Работа происходила так: сначала пришли помощники, их задача-построить всю мизансценическую хореографии. Затем приехал Боб, и я бы сказала, что он работал как психолог. Потому что он говорил вещи, сильно влияющие, такие, что сидишь и не можешь справиться с ними.
Предположим, когда работал другой состав, он мне велел сидеть в зале и наблюдать. И в этот момент он мне на ухо рассказывал, как умирала его мать. И вы должны это состояние передать. То есть, я слышу музыку, я вижу страшный третий акт, а он мне говорит совершенно ужасные вещи. Может трогать какие-то струны.
Он как психолог, ты понял меня, как человека. Сразу сказал: ты такая. Это опытный человек, мастер. Это его работа, это режиссер.
Конечно, это очень необычная постановка. В принципе, это световое шоу, которое наполнено огнем музыки Верди, огнем Курентзиса. Как многие говорят, «лед Боба Уилсона и пламя Теодора Курентзиса».
– А вы кто в этом дисплее шоу? Не уходит на задний план работа художника, оставляя только простор для «огня Курентзиса»?
– Конечно, нет. Мы выполняем здесь солирующие роли, именно роли. Хотя Уилсон и нивелирует внешние, пытаясь вызвать именно внутреннее наполнение, чтобы сам голос уже не был в состоянии выразить. Ты, как актер он не с помощью движений, эмоциональных порывов, открыла, что ты в порядке.
В этом спектакле мы с Альфредо мы смотрим друг на друга только один раз. Уилсон говорил нам: все, что у тебя уже ничего нет – ни прикосновения, ни взгляда. В течение всего спектакля вы должны чувствовать плечо, шею. Старайтесь слушать то, что вокруг, закрыть глаза и слушать.
В общем, это тяжелый для художника спектакль. Там есть два места, где нужно петь с закрытыми глазами. Это трудно: теряется вестибулярный аппарат. И дирижера, перестаешь видеть.
Или световое шоу – это ведь не только для зрителей, но и для меня. Когда тебе светит в глаза софит-в течение всего спектакля, ты видишь только белый свет. Именно до конца, когда ты умрешь, ты увидишь его!
Кроме результатов света, мне кажется, здесь и результат этого жеста.
– Конечно, и они связаны. Часто меняется свет, именно в ответ на жест главного героя.
– Как работалось с Теодором? Что открытии нового в работе с ним, потому что это не первая твоя «травиата»?
– С ним всегда сложно и интересно. Новинкой для меня было абсолютно все. Надо отдать ему должное, ничего нового не изобретает, все делает так, как написал композитор. А написано Верди все, только иногда невнимательно читать. А Теодор разрабатывает тщательно, в мельчайших деталях. Интонация это читает так, а не иначе. Может это оправдать. А я, конечно, согласен с ним.
В моем случае я считаю себя инструментом. И я позволяю себе играть как режиссеру, так и дирижера. Но я выхожу на сцену, однако я, так что все идет, мое наполнение. Но я пытаюсь передать то, что в меня вкладывает музыкант, который находится с оркестром.
– Мы рады, что попали из Фотографий в Перми?
– Петрозаводск – это альма-матер. Я очень благодарна Музыкального театра и того, что я делала. А делала я, конечно, иногда, мало относящиеся к профессии вещи. Например, рождественские истории. Но они дали мне огромную школу!
Мне тогда об этом говорили старшие товарищи, что еще скажешь спасибо, теперь я понимаю, почему. Конечно, мне было стыдно, что я с консерваторским образованием я делаю, как мне казалось, чушь. Но тогда мне было удобно: я оканчивала аспирантуру и работала параллельно.
Не жалею ни об одном месте обучения или работы в вашей жизни. Везде я старалась взять по максимуму. Я очень горжусь тем, что, не заканчивая престижными университетами, попала в один из лучших театров в России. Для одного из лучших дирижеров мира. Я думаю, что это была судьба – я ей благодарна.
См. также:Класс оперный театр объявил планы на новый сезон
– Вы помните свою первую встречу с Курентзисом?
– Когда я впервые приехала сюда выступать, его не было. Мне сказали: мы вас записали на видео, и если на него похож, мы пригласим вас снова. Я еще не успела из Перми уехать, когда мне позвонили – Теодор готов с тобой встретиться, но только через две недели. Я приехала. Он: «Привет, Федор». И эта атмосфера, как бархат, навевала.
Я спела ему «Травиату». И спросил: «А что я могу с тобой позаниматься?» Мы позанимались, он посмотрел, как я гибкая, как сдаюсь. И сказал: — хорошая девочка, надо брать.
Но не сразу она начала работать в его проектах. Наверное, два года не пересекались. Не было возможности. Было рабочее прослушивание Бетховена, сидел, слушал. А он сказал: ты будешь петь у меня, Донну Анну. Так случилось, «Дон Жуан».
– У Курентзиса в Моцарте, как мне кажется, непомерные требования вокалистов. Скажет вам точно, все превращается в подлинный инструмент…
– Вся команда играет на сердцевину струны. И он хочет, чтобы певец и оркестр были в команде, а не оркестр аккомпанировал солисту. Он хочет полностью. На протяжении всей постановки, и сказал: вот здесь послушай, флейты игра. Вы должны звучать, как флейта. А здесь скрипка. То есть, постоянно просил внимания для оркестра и ансамбля.
Когда мои коллеги читали в обзорах, что Надежда Павлова спела холодным голосом, были удивлены, потому что знают меня как эмоционального человека с голосом, богатым обертонами. Но это было то, что хотел. Наверное, он хотел сделать очень холодной женщины. Хотя я не считаю, что Донна Анна была лишена страстей.
– Вы чувствуете себя звездой после «Травиаты»? Критика была очень способствует, зачислили в лагерь дивы.
– После «Травиаты» я уехала во владимир, на дачу. А там много работы. И картина была почти каждый день одна: я делаю лилейники или занимаюсь прополкой, моя мама вышла из дома и радостно кричит: «Еще одна статья вышла»! А я с лопатой в руках (смеется). Так что нет, не успела почувствовать.
– А в кино ходили смотреть спектакль?
– Я ходила, мне было интересно, конечно. Но когда я смотрела, я не могла расслабиться, шел абсолютный анализ, где не дотянула, где занизила и так далее. Но потом заставила себя отключиться и получать удовольствие. До третьего акта мне уже нравится: эта ужасная маска, как будто лицо смерти – глубокое впечатление.
Очень приятно, после просмотров мне писать интересные драматические артисты, которых я вижу по телевизору или в кинотеатре. Писали добрые слова и комплименты, а для меня очень важно услышать это именно от драматических артистов. Ведь мы, оперные, мы страдаем из-за отсутствия этой школы. Во время учебы нас мало развиваются как художники, мало танца, сцендвижения. А ведь не все выпускники консерватории попадают в опере, чаще в музыкальный Театр музкомедии. А там драматические навыки – превалирующее.
Конечно, того, что делает Уилсон, нигде не учат – только он сам. Ведь это не только статика, как в фильме – раз, и поставили на паузу. Не. В состоянии покоя и не движения. Когда режиссер говорит: у вас тут пауза, но вы должны фразу довести до конца. Это означает, что голоса, пауза, но ощущение продолжения эмоции должны быть.
И в связи с этим, кстати, показ спектакля в кинотеатре выигрывает. Потому что крупный план, а значит, заметным для глаз. Я вообще за оперу в кино, потому что это привлекает зрителя. Мы не можем вывести «Травиату» в другой город, но мы можем показать, по крайней мере, так.
– Теперь вы можете сделать «Травиату» с кем-то другим?
– Конечно, да. Изначально подверг критике, например, «Дон Жуана». Говорят, режиссер был беден. Но все, что я делаю, я делаю из любви. Я не могу по-другому.
– Что бы вы хотели спеть?
– Один из моих любимых сайтов – фея в «Золушке». С удовольствием пела «Манон Леско». Жаль, что мы потеряли возможность ставить «Пассажирку» Weinberg, у нас было только концертом. Сердечно поздравляю Екатеринбургский оперный театр с этим спектаклем.
– А что тебе близка эта опера?
– Я восхищаюсь людьми, которые смогли пережить этот кризис и страх, их сила, их вера в жизнь и я вообще люблю сильных людей. Я восхищаюсь их.
Я помню, как учительница в школе рассказывала о том, как в войну выжили. Как мы выходили из деревни, когда наступали немцы. И вот они идут. И мне хочется пить. Воды нет. Речка. Реке плывут трупы лошадей. Они похлебали водичку, и ни один человек не болен. В концентрационных лагерях дети не умирали из-за болезней – их убивали. Но там была такая воля к жизни! Это меня, конечно, восхищает.
– Как у вас есть сильная думаете?
– Я хочу такой быть.
Марина Гайкович, «Независимая газета»
Об авторе