Поет Надежда Кучер. Фото: Антон Завьялов
Обладательница Гран-при престижного международного конкурса оперных певцов BBC в Кардиффе, дома была 32-летняя Надежда Кучер дал свой первый сольный концерт с оркестром в Пермском театре оперы и балета.
Предшественниками певицы в статусе главного победителя в этом конкурсе, известным не только своим могучим доступ в представительский жюри, но и его непредвзятостью, были два россиянина – Дмитрий Хворостовский (1989) и Екатерина Щербаченко (2009).
Надежда Кучер представляла в прошлом году в Кардиффе не Россию, а родную Беларусь. Однако в России она получила солидную вокальную школу при консерватории в санкт-Петербурге, которую окончил в 2011 году в классе профессора Тамары Дмитриевны Новиченко, выучившей также главной дивы мира Анной Нетребко.
В России постепенно начала складываться и карьера Надежды, как оперной солистки сначала в Театре консерватории в санкт-Петербурге, затем в санкт-петербургском самом Михайловском театре, и, наконец, в Нежелании театре оперы и балета им. Чайковского, где она за «своим» репертуаром, который на тот момент требовал ее голос.
Из Минска первой белоруске, который получил престижную награду, никаких ангажементов еще не отреагировал, а класс театр пригласил ее выступить сразу после победы в Кардиффе.
В Перми состоялась ее встреча с дирижером-радикальный Теодором Курентзисом, который посвятил его в тайны музыки барокко. Там в 2012 году подготовила очень сложную партию Медеи в ультрасовременной опере Паскаля Дюсапена «Медеяматериал» для Дягилевского фестиваля, который чуть не стоила ей нервного срыва и за которую получила «Золотую маску».
Вторую «маску» получил в прошлом году за Донью Исабель в «Королевы индейцев» Перселла под управлением Курентзиса.
И первый сольный концерт где-нибудь в первопрестольной, а в столице Урала, и не столь многочисленные, но очень удобная, правильные и продуманные контракты в европейских оперных театрах из года в год становятся свидетельствами абсолютной творческой бескомпромиссности Надежды.
Так в его послужном списке в начале большой карьеры оказалась партия, о которой можно только мечтать, очень много сопрано, но так и не достигнуть ее, – Эльвира в «Пуританах» Беллини в Опере Сантьяго, не говоря о сложной партии Матильды в «Вильгельме Телле» Россини в Женевской опере.
См. также:Вместо новой сцены Пермского оперного театра могут построить концертный зал
А последний сезон и не принес ее успешный дебют в «Травиате» Верди в Берлинской Государственной опере под управлением самого Даниэля Баренбойма.
Это меньше думают о быстром успехе, тем более, о славе – понятие слишком темный и часто обманчивом. Когда о ней начинаешь говорить о «карьере», то вскипает от убеждать, что это всего лишь занимается любимым делом, которое приносит радость и ей, и ему, чтобы угодить слушателям.
Секрет ее победы в Кардиффе тоже было в творческой честности и пограничной, зашкаливающей искренности, желания проявить себя в музыке, а музыку в себе. Красноречивыми доказательствами могут служить отрывки из ее конкурсных выступлений на youtube.
Анна Нетребко много лет назад подала пример российским оперным певицам в том, что оглушительная мировая слава – вовсе не миф, а реальность. С тех пор каждого нового поколения певцов с Востока, вдохновленных ее успех, должны работать гораздо больше, чтобы завоевать свое место под солнцем, а для этого в такой конкурентной нише, как ниша лирический сопрано. Хотя Надеюсь западные критики аттестовали как более редкий «драматическую колоратуру».
В программе ее первого сольного концерта в Пермской опере вошли далеко не хиты, как «Травиаты», но любимые певицей сочинения зарубежных и российских композиторов, в том числе Концерт для голоса с оркестром Глиэра. В первой – европейской части она показала не только превосходство своего голоса – равенство и трепетную вибратную насыщенности каждого тона, легкость дыхания, но и свои способности проникновения в «корень» стиль и умение вживаться в переживания героев – Матильды из «Вильгельма Телля», Эльвиры из «Пуритан», Луиза из той же оперы Гюстава Шарпантье.
Во – вторых, русское отделение было больше похоже на откровение, исторгающее очищающие слезы. Каждый номер – предсмертная ария Марфы или сцена таяния Снегурочки, как и ариозо Франчески из «Франчески да Римини» Рахманинова превратились в гимны прощения и всеобщей любви, становясь апологией русского космизма.
См. также:Донецкий театр оперы ждет Нетребко на гастроли весной
Не подвел певицу на ее дебютном концерте и дирижер с оркестром. В театре, где работает Теодор Курентзис, конечно, должна быть сильная дирижерская конкуренция. Молодой маэстро Валентин Урюпин показал точный, яркий и очень мудрый жест, вслед за которым и оркестр, по крайней мере, не мешал певице добиваться высоких художественных результатов. А уже в мае Надеюсь Кучер ждут в Лондоне с сольным концертом под фортепиано, партию которого исполнит сам Джулиус Дрейк.
Владимир Дудин, «Российская газета»
Об авторе