Мюнг-Вун Чунг, «Ксеркс», «Рай и Пери»

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Мюнг-Вун Чунг, «Ксеркс», «Рай и Пери»

Три апрельских вечера: трехчасовая опера, трехчастная оратория и тройной концерт.

Мюнг-Вун Чунг. Фото Сильвия Лелли
Первый концерт. 5 апреля 2016 года, большой зал консерватории
Филармонический оркестр радио Франции, дирижер и солист-Мюнг-Вун Чунг (фортепиано), Светлин Русев (скрипка), Эрик Левьонуа (виолончель)

Бетховен. Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, op. 56
Малер. Симфония № 1 «Титан»

Бетховен написал Тройной концерт для своего очень высокопоставленного ученика на фортепиано, эрцгерцога австрийского Рудольфа. Чтобы не провоцировать благородного юношу (Рудольфу было 15) на фальшивые ноты, Бетховен освободил его партию от чрезмерных технических трудностей — ответственность за сияние был показан на более опытных партнеров эрцгерцога, скрипача Карла Августа Зайдлера и виолончелиста Антонина Ремесел.

Благодаря всем этим придворным деталей, 5 апреля известный корейский маэстро Мюнг-Вун Чунг одновременно может не только играть на фортепиано, но и дирижировать оркестром, когда двое его коллег-струнников справляются со своими виртуозными партиями. Хорошо быть эрцгерцогом.

Подробнее о концерте

Георг Фридрих Гендель
Концерт второй. 12 апреля, 2016, Концертный зал имени Чайковского
Дэвид Хансен (контратенор), ансамбль «Matheus», Жан-Кристоф Спинози и другие

Гендель. «Ксеркс», опера в концертной версии

24 декабря 1906-м году на Земле работало радио. Передача сигнала не началась с гимна и не с торжественных речей, а с арии Генделя Ombra mai fu. Исчерпывающий русский перевод текста такой:

«Никогда еще тени растения не был дороже, желательно и аккуратно».

Тех десяти слов, которыми персидский царь Ксеркс изъясняется в любви к своему платану, Генделю было достаточно, чтобы написать шедевр. И хотя инкрустировать такой алмаз в самом начале оперы — шаг рискованный (как писал Дидро Екатерине Ii о положении российской столицы, «неправильное поставив сердце на кончике пальца»), идти после Ombra не стоит.

В след за этой трехминутной арией ждут еще три часа, менее популярные, но более или менее такой же красивой музыки. В конце концов, в истории телевидения после Ombra тоже случались эпизоды, достойные.

Подробнее о концерте

См. также:Российский национальный оркестр сыграет в память о жертвах ЧернобыляМихаил Плетнев
Концерт третий. 16 апреля 2016 года, большой зал консерватории
Хор Академии хорового искусства имени Попова, Российский национальный оркестр, дирижер Михаил Плетнев и другие

Шуман. Оратория «Рай и Пери»

Пери — ангел, женщина, женского рода — она была изгнана из рая за какую-то провинность. Вы готовы принять ее обратно, но не просто так, а за подарок — и не любой, а единственный реальный.

После нескольких неудачных попыток Пери отправляется в Сирии. Там он встречает закоренелого преступника, который, как ребенок проливает слезы сожаления. Бесценная соленая влага, и становится подарком, отворяющим для Пери ворота рая.

Если бы результат оратория «Рай и Пери» возлагается на пилота Владимира Юровского, сомнений не было: это здорово, в своей метафоричности пацифистское послание современному миру. Но она легла на пульт Михаила Плетнева, и поэтому трудно мы узнаем, кому и куда адресовано сообщение.

К счастью, это не важно: совершенство строгой и возвышенной музыки Шумана заключается в том, что она может вырезать эту бесценную влагу из глаз не только закоренелого преступника, но и московского обывателя. Что труднее. Так что, если Вы передумаете, Плетнев уже почти поворачивает ключ уважаемых в воротах.

Подробнее о концерте

Ярослав Тимофеев, «Musium»

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ