Мысли о прошедшем и предстоящем конкурсе Чайковского

Автор:Аида Воробьёвa

Мысли о прошедшем и предстоящем конкурсе Чайковского

П. И. Чайковского

Я подумал, что страсти вокруг проведенного в xiv конкурса им. П. И. Чайковского уже опустились, а вокруг будущего XVI еще не начали, но ошибся.

Недавно появились два материала на эти темы.

На Belcanto.ru – интервью руководителя Санкт-Петербургского Дома музыки, член жюри XV конкурса Чайковского по специальности виолончель Сергея Ролдугина.

В № 12 на 2015 год «Музыкального обозрения, напечатанную редакции «Заметки на полях конкурса. До конца XV Международного конкурса имени Чайковского». (Хочу подчеркнуть, что это было в редакции, и злые обвинения в анонимности в комментариях совершенно незначительным).

С очень многими мнениями и оценками авторов этих статей я согласен (конечно, не со всеми). Но есть несколько условий, о которых я хочу сказать особо.

Катастрофические убытки престиж Конкурса

Первое, что хочу сказать, это о недопустимости продолжения разделение Конкурса между Москвой и санкт-Петербургом. В большинстве статей о Конкурсе им. Чайковского вопрос о возрождении его масштаба и международного престижа. Но эти проблемы не будут решены до тех пор, пока он разделен на два города.

Конкурс очень потерял в масштабах не только на международном, но даже на внутрироссийском уровне. Престиж Конкурса им. Чайковского упал на заказ. Перестал быть событием является мировой музыкальной жизни, каким он был когда-то.

Уникальность Конкурса им. Чайковского в прежнем формате была в том, что в одном городе, в одно время проходили четыре конкурса по основным специальностям: фортепиано, скрипки, виолончели и пения. Я знаю еще только один международный конкурс в одной и той же специальности, проходящий в то же время и в одном городе-это Баховский конкурс в Лейпциге.

В жюри Конкурса Чайковского собирали по несколько десятков крупных музыкантов. Жюри возглавляли такие ценности, как Эмиль Гилельс (фортепиано), Давид Ойстрах и Леонид Коган (скрипка), Мстислав Ростропович и Даниил Шафран (виолончель), Ирина Жизни (вокал). В жюри сидели (причем от звонка до звонка): у пианисты Генрих Нейгауз, Лев Оборин, Галина Черны-Стефаньска, Карло Цекки, Надя Буланже, композитор Панчо Владигеров; у скрипачей, Ефрем Цимбалист, игорь федорович стравинский, Йожеф Сигети, Арам Хачатурян; у виолончелистов Григорий Пятигорский, Pierre Fournier, Гаспар Кассадо, у вокалистов – Сергей Лемешев, Марк Рейзен, Ева Бандровска-Турска, Maria Callas, Mario del Monaco, Джордж Лондон и другие. Москва на время конкурса стала музыкальной столицей мира.

Конкурс им Чайковского был ньюсмейкером в общесоюзном масштабе – информация, хотя и кратко, о наиболее важных его событий постоянно появлялась на центральном ТВ в информационных программах и в центральной прессе печатной, где существовала рубрика «Дневник конкурса» с сообщениями от «Чайника», как стали называть его москвичи.

См. также:На фестивале искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой» на сцене Театра оперы и балета вышел российский пианист Александр Малофеев

Город (по крайней мере, в центре столицы) был обклеен афишами, Электрочайник. Над улицами были растяжки с его логотипом. Кстати, «Пасхальные фестивали Валерия Гергиева» рекламируются гораздо интенсивнее. При этом акцент делается не на Пасхальном, а на Гергиеве. Во всех материалах «Easter» и Гергиев написаны одним боулинг. С Конкурсом Чайковского это не проходит.

Косвенным подтверждением интереса телевидения для конкурса может быть трагикомический случай из моей жизни. Из пятнадцати конкурсов Чайковского я был на тринадцать, кроме Первого (1958 г.) и Восьмого (1986 г.), когда у меня только что родилась дочь.

Второй конкурс состоялся в мае 1962 года, в разгар зачетной сессии в вузах, в том числе Московском энергетическом институте (не самый легкий институт, скажу я вам), где он учился на третьем курсе. Вместо того, чтобы готовиться к зачетам и сдавать их, я был на конкурсных прослушиваниях – отлично стала театрально-концертный зал, кассирша Евгения М. Лаповок (даже как его звали, не помню!) снабжала меня самыми дешевыми билетами. Дома я, конечно, не говорил об этом.

Но однажды, когда мама была уверена, что я в библиотеке, готовлюсь к сессии, я оказался в поле зрения камеры, а она меня увидела. Это может свидетельствовать о том, что конкурс в сетке вещания присутствовал, хотя каналов было всего два или три.

Ничего подобного во время проведения конкурса в прошлом году не было и следа. Информация о нем есть только на канале «Культура» – и нигде больше. Таким образом, нигде, что меня друзья спрашивали: «в этом году Будет конкурс или нет?» – а он уже был в середине. Телевидение его игнорирует.

ТВ показало только гала-концерт лауреатов, и это, наверное, потому, что приехал Путин. Гергиев сделал стратегическую ошибку – президента, нужно было пригласить на открытие конкурса: тогда, быть может, по инерции (или из желания выслужиться) показывали в программах новостей.

Нельзя не отметить огромные усилия Валерия Гергиева, которые предпринимает для возрождения престижа конкурса усилий, в значительной степени успешных. Но одним движением руки, сам этот успех отрицает, продолжая разделить конкурс на два города.

Нельзя задать вопрос: Почему судьба конкурса имени Чайковского зависит от решения одного, пусть и талантливого, музыка-менеджера?

Вот, что сказала об этой ситуации Элисо Вирсаладзе в интервью: «я считаю, что это катастрофа, что с ним (Конкурсом – в. О.) происходит. Это, однако, конкурс имени Чайковского, а не Гергиева и примкнувшего к нему Мацуева».

См. также в Шанхае профессор дал концерт для луганских студентов, Может ли быть доверие к судейству, если не полностью прозрачным?

Я считаю, что полное доверие к судейству (а неполные – это уже не доверие) может быть только в случае полной прозрачности оценки на всех его стадиях, в том числе первый этап – отбор записей. После решения отборочной комиссии о допуске к предварительным прослушиваниям весь массив полученных записей должен быть выложен в сети на официальном сайте конкурса.

Еще более важным является, я считаю, чтобы условия прослушивания были открыты, по крайней мере, в музыкальной прессы (и, желательно, для всех желающих). Следует отметить, что в XV конкурсе, при определенных усилиях и настойчивости многим журналистам все было попасть на предварительное слушание.

В конечном счете, результаты предварительных слушаний у пианистов вызвали, мягко говоря, удивление. На этом этапе были отфильтрованы А. Лубянцев, Н. Мндоянц, Н. Хозяев!

Состав комиссии предварительных слушаний

Численность комиссии для предварительных слушаний на всех направлениях составляла 4-5 членов жюри. Но это не то, что играть перед полным составом жюри. В то время, когда я работал в пресс-центре конкурса и интервью с его участниками, очень много игроков, причиной вашего участия в конкурсе им. Чайковского называли возможность сыграть хотя бы один раз перед выдающимися музыкантами и директоров международных фестивалей, которые образуют состав их участников. (О важности участия в работе жюри представителей музыкального управления говорит в интервью и Сергей Ролдугин.)

На последнем конкурсе нескольких претендентов, которые не прошли в тур, такой возможности не имели, потому что в составах отборочных жюри представителей музыкального управления не было. Таким образом, один из важнейших стимулов к участию в конкурсе был организаторами уничтожен.

Не следует забывать, что для участия в предварительном слушании его участники платят вступительный взнос в $ 200. Кроме того, участники слушаний отборочных, которые не попали в первом раунде, платят из собственного кармана проезд.

Регламент работы членов жюри

На XV конкурсе им. Чайковского не все члены жюри присутствовали на всех матчах. Да, у пианистов только в III туре принял участие Денис Мацуев. В разговоре со мной он пояснил свою позицию в этом вопросе. Он сказал, что благодаря Medici.tv прослушал записи всех участников Конкурса. Этот аргумент серьезный, но недостаточно.

Во-первых, запись не всегда является достаточным для живого исполнения. (Не говоря уже о том, что она может быть предметом регулирования динамики.) Широко известно также, что они «фоногеничные» и «нефоногеничные» музыканты. Первые выигрывают в записи, а другие проигрывают. Кроме того, Мацуев не мог повлиять на переход участников из одной трассы на другую.

См. также:В Москве выступят два выдающихся оперных певца современности

Я считаю, что необходимо четко оговорить в условиях конкурса, члены жюри обязаны в зале слушать всех игроков, для чего необходимо заранее привести свои гастрольные планы (если они концертирующие музыканты), в соответствии с графиком конкурса. За четыре года, до следующего конкурса это можно сделать. Если вы музыкант, важно, чтобы участие в жюри Конкурса им. Чайковского, какими-то прогулки придется пожертвовать.

Гран-при

В правилах конкурса не отработан механизм присуждения Гран-при. Сейчас это делает один человек – Валерий Гергиев.

Но для такого решения нужно по крайней мере иметь возможность послушать выступления в третьем туре все пять лауреатов первых премий. (Пять, потому что в номинации «Вокал» первые две награды – у женщин и мужчин).

Но период между объявлением победителей в отдельных специальностям и вручением призов, во время которых объявляется победитель Гран-при, вряд ли, даже неутомимый Гергиев умеет внимательно выслушать выступления в финале пяти лауреатов первых премий.

Поэтому не известно, какими критериями руководствовался Гергиев, присуждая в 2011 году Гран-при Трифонову. Так что не ясно присуждение Гран-при в 2015 году Ариунбаатару Ганбаатару . Было бы однозначное признание Гран-при в каждой специальности, но возможно в меньшем размере. Но в каждой специальности Гран-при может не присуждаться. В качестве примера можно привести Конкурс альтистов Юрия Башмета, на котором Гран-при был вручен лишь один раз в семь конкурсов.

Главное – Конкурс им. Чайковского должен называться Московский международный конкурс музыкальный им. П. И. Чайковского и проходить здесь во всех четырех направлениях!

Владимир Ойвин

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ