Мы идем на свет

Автор:Аида Воробьёвa

Мы идем на свет

«Cantos» в Перми. Фото – Марина Дмитриева

«Cantos» в Перми: Эзра Паунд, Алексей Сюмак, Теодор Курентзис, Семен Александровский, Ксения Перетрухина.

Тема нового спектакля Пермского театра оперы формально не духоподъемная. Его герой — американский поэт Эзра Паунд, фигура важна для модернизма XX века, сомнительно — профашистских симпатий, трагическая — из-за полубезумного ореола.

Pound был полиглотом, знал несколько языков и диалектов, переводил стихи с итальянского, китайского и японского, в начале века продолжил направление «имажизм», в 20-е годы в Париже, казалось, Элиота и Джойса, болезненно увлечен политикой, в годы второй мировой рассказывал на итальянском радио про «жидомасонский заговор», упорно поддерживал Муссолини даже после отстранения от власти, в США был осужден за измену родине и сотрудничество с фашистским режимом, проводится в Пизе в мрачной тюрьме — в клетке под палящим солнцем (написано там «Пизанские песни» получили Боллингеновскую премию), чуть не упал на стул, много лет провел в психиатрической больнице в Вашингтоне, округ колумбия, в 1958 году он был оттуда уволен по настоянию деятелей искусства (в числе которых были Жан Кокто, Игорь Стравинский) и до своей смерти в 1972 году он жил как отшельник в Венеции, давая обет молчания.

Немота поэта помогла композитор Алексей Сюмаку решить поставленные перед ним Теодором Курентзисом огромные задание (предыдущие совместные работы двух музыкантов — «Станция» в 2008 году, «Реквием» в 2010-м) — напишите результат для довольно странного состава: солирующая скрипка и хор (изначально предполагалось, что это будет концерт для скрипки).

Так что бессловесная скрипки у Сюмака — главный герой, а хор, исполняющий несколько текстов Паунда из поэтического эпоса «Cantos», — его мысли, сомнения, эмоции и кто что сам себе, представьте себе.

Воображение публики, ее сострадание, и даже непосредственное участие в том, что происходит, — необходимым элементом этого скрипичного концерта, не опера, а не спектакль. Движение в направлении проповедуемой маэстро Курентзисом мистериальности идет полным ходом. Особенно сознательная часть общества до премьеры прошел курс в «Лаборатории современного зрителя», которая является модной новинкой этого сезона. Остальные проникаются в пути.

На встрече с новым искусством зрители ныряют по одному на черный занавес, отделяющий известно, зрительское фойе, от абсолютной тьмы. «Иди на свет», — напутствуют их. Черный коридор приводит в зал, а прямо на сцену, где по бокам стоят несколько рядов стульев, и откуда открывается пространство удивительной красоты. Занавес открыт, старинный дизайн коттеджей и расписным плафоном мигает театральный туман, из красного партерного бархата и на сцене вокруг зрителей растут раскидистые деревья — листьев нет, но на каждом — красного сочному яблоку (правда, я потом один съела).

См. также:Премия «Резонанс» открыла второй сезон

Так что начать рассказ о мировой премьере оперы не выпадает из композитора, а с роскошно дебютировавшей в пермском театре художницы Ксении Перетрухиной. Дополнительный бонус от нее — костры в сквере перед театром, разгорающиеся после окончания спектакля.

Вместе с ней дебютировал и режиссер Саймон Александр, сочувственно отнесшийся к мистериальным аспирации пермского худрука и эффективно слепивший из контрастных музыкальных эпизодов последовательное путешествие, в котором есть свет, тьма, любовь, переход — в общем, чего там только нет. Оба молодые, но уже хорошо известные в театральном мире автора — весомое пополнение в рядах оперных.

Основное действие «Cantos» проводится на закрытой со всех сторон сцене, в непосредственной близости от сидящих на ней зрителей. В конце концов, занавес открывается снова. Красота становится слишком жесткими: под куполом, на подсвеченном самом высоком зрительском ярусе несколько струнных инструментов, вспоминают и бесконечно длят хрупкие хорал, еще недавно певшийся здесь людскими голосами.

До сих пор живущий различные варианты музыкального, сценического и ритуального взаимодействия скрипача Ксения Гамарис, пары барабанщиков и, подняв на еще один недосягаемый уровень хора MusicAeterna. Его участники должны прятаться между сиденьями на первом этаже, заучивание стихов Паунда на разных языках, поднимать тяжелые деревянные столы и петь красивую музыку Сюмака непомерные трудности (но некоторые части из нее — готово бис).

Ну и, конечно, всем этим парит маэстро Курентзис, которому, в конце концов, ни одна дыра не мешает принимать полноценное участие в постановке. Он одет в те же бежево-льняные тона, что и остальная часть перемещается с ними на сцене, дирижирует, стоя на столе над, лежащих вокруг него на полу хористами.

А в финале поднимает зрителей с мест, приводит ее к краю сцены, послушать ли после смерти, или, по-прежнему красивую музыку из-под купола и, в конце концов, отправляет своих прихожан в пахнущее ладаном сад на первом этаже. Зыбкая грань между мистерией и игра в этот момент она почти не видна.

Екатерина Бирюкова, colta.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ