Музыканты в Москве, чтобы отпраздновать день рождения Мстислава Ростроповича

Автор:Аида Воробьёвa

Музыканты в Москве, чтобы отпраздновать день рождения Мстислава Ростроповича

Ольга Ростропович и Юрий Темирканов. Фото — Александра Гайдук

Шестой год подряд 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, в Большом зале консерватории открывается Международный фестиваль его имени. Ведет его дочь великого музыканта Ольга Ростропович. Всегда можно собрать плакат класса, в которой представлены ведущие оркестры, дирижеры, солисты из разных стран мира. О том, что ждет публику на Шестом фестивале Мстислава Ростроповича, — сказала Ольга Ростропович.

— На афише фестиваля создается впечатление, что нынешний финансовый кризис и текущая ситуация в мире не повлияла на программу фестиваля.

— К сожалению, повлияли. У меня был проект, который я делала три года, — «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса в исполнении римского оркестра и хора Национальной Академии Санта-Чечилия с Антонио Паппано. Но в декабре концерт в Санта-Сесилии пришлось отказаться. Это было очень трудно и для меня, и для музыкантов, которые очень хотели приехать в Москву.

— Между тем, на фестиваль приедут крупнейшие европейские команды: итальянский Maggio Musicale Fiorentino, австрийский Vienna Tonkunstler Orchestra, швейцарский Orchestre de Chambre de Lausanne. Как удается поддерживать этот уровень фестиваля?

— Надо понимать, что музыканты такого класса графика выполнена на годы вперед, и сегодня мы работаем над программой следующего фестиваля. Еще скажу: с самого начала на нас смотрит звезда удачи, потому что отказа со стороны музыкантов у нас никогда не бывает. Это связано с именем Мстислава Леопольдовича, и с тем, что многие из участников фестиваля — это его партнеры по сцене, коллеги, ученики. И все счастливы, играя в его честь.

— В день рождения Мстислава Ростроповича на сцене Большого зала консерватории выйдет Юрий Темирканов с Заслуженным коллективом России. Было отмечено, что в последние годы он выступает в Москве только на вашем фестивале. Как стремиться к этому?

— Я сажусь и пытаюсь убедить его, пока он не согласится на это. Очень люблю Юрия Хатуевича не только как великий музыкант, но и как интересного, многогранного человека, аристократа и в музыке и в жизни. Даже просто находиться в его компании — счастье. Я попросила, чтобы Юрий Хатуевич включил в программу концерта Симфонические вариации » Эдварда Элгара на тему «Enigma». Я помню, как он открывал наш первый фестиваль и сыграл на «бис» одну короткую элгаровскую сорт. Я тогда обливалась слезами, и то же самое происходило вокруг меня. Я хотел, чтобы эти Изменения были папы день рождения.

— Другой ваш постоянный гость — симфонический оркестр Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Финишу прибывает, на этот раз с необычной программой — федерации. Это была его идея?

— Как правило, программа фестиваля являются я. Но с Зубином Метой, оказалось, что он предложил мне сначала другая программа — французской. А здесь, на мой фестиваль в Баку прибыл Борис Березовский, и я услышала, как играет Второй концерт Сергея Рахманинова. Вдруг да я хотел связать его с Зубином Метой, а не в Другом, а Третий концерт Рахманинова! Я попросил маэстро об этом, хотя понимала, что с предложенной им программой концерт Рахманинова не объединяет.

Зубин Мета пошел навстречу и полностью изменил программу. Теперь в исполнении итальянского оркестра мы услышим русскую музыку: Мусоргского, Рахманинова, Шестая симфония Петра Чайковского. Папа очень любил Шестую симфонию, дирижировал ней много раз. Я, между прочим, увидеть свою алхимию, как объединят Березовский и Зубин Мета.

— Одна из программ фестиваля будет посвящена Джордж Свиридову. При чем выступать с Госоркестром им. Е. Ф. Светланова будет украинский тенор Дмитрий Попов, который выступал когда-то и с Мстиславом Ростроповичем.

— Я не могла пропустить 100-летие Георгия Свиридова. Он, кстати, жил в одном доме с нами. Родители говорили с ним на уровне: здравствуйте — до свидания… Тесной дружбы не было. Он никогда не был у нас дома. Но музыку его мама очень понравилось, Был такой случай: мы слушали по телевизору концерт — выступала Людмила Зыкина с хором и оркестром. Зыкина пела совершенно удивительным голосом. Мама была в абсолютном восторге. Но мы не могли вычислить, что звучит. И только потом узнали, что это была вокально-симфоническая поэма Свиридова «Памяти Есенина».

— Почему так случилось, что Галина Вишневская не пел ни одного цикла?

— Пела циклы, ей посвященные: Шостаковича, Прокофьева, Бриттена. А со Свиридовым, наверное, так случилось потому, что в 1974 году, когда наступил период расцвета, мы уехали. А в предыдущие годы вряд ли бы стал писать для политических врагов, для тех, кто скрывал у себя Солженицына. В этом году Джордж Свиридову 100 лет, а Сергею Есенину — 120. Поэтому на фестивале звучит свиридовское сочинение «Поэма памяти Сергея Есенина», а Дмитрий Попов будет соло. Он согласился приехать, и я считаю, что это хорошо, потому что, если вы хотите выразить какую-то позицию, то музыка может сказать больше, чем словами.

— В соответствии с традицией, можно вывести на сцену молодых музыкантов Фонда Ростроповича?

— Да, мы сделаем посвящение Сергею Прокофьеву, потому что всегда мы, по крайней мере, один концерт творчества отца идолов. 29 марта в большом зале консерватории выступят стипендиаты Фонда Ростроповича — 13-летний пианист Саша Малофеев и 15-летняя виолончелистка Лизи Рамишвили. Саша исполнит Третий концерт Прокофьева, а Лиззи, которую мы послали для обучения в Кронберг на Франца Хельмерсону, сыграет редко исполняемое произведение Прокофьева — Гармонии для виолончели с оркестром.

Прокофьев начал писать его в декабре 1952 года, вскоре после завершения Симфонии-концерта для виолончели. А в марте 1953 года он умер, не успев закончить, Гармонии. В полной мере им была написана только вторая часть. Папа, который, как известно, присутствовал во время написания Симфонии-концерта, с которым Прокофьев посоветовал, что можно делать, а чего не на виолончели, был в курсе устных замечаний композитора, знал его план, так что закончил Гармонии: написал половину первой части, третью часть, в полном объеме выполнены окончательной редакцией. Ноты мы нашли у нас в архиве.

Для меня это будет очень важный концерт, потому что я считаю, что мы должны слушать наших талантливых ребят. Это будущее нашей культуры. И когда нас уже не будет, это будут ее хвалить.

— А в России в этом году фестиваль Ростроповича представит свою программу?

— Мы планируем в декабре поехать в Оренбург, где каждый год мы организуем фестиваль Мстислава Ростроповича. Это город, с которым связаны много поколений нашей семьи. Там жил мой прадед и прабабушка по линии отца — Федотовы. Они основали там первую музыкальную школу.

Я хочу иметь счастье там спектакль Центра оперного пения Галины Вишневской — «Царскую невесту» н. Римского-Корсакова. В Оренбурге нет оперного театра, и когда в прошлом году мы привезли туда «Борис Годунов» и показали его на сцене Драматического театра, успех был невероятный. Билетов нельзя было достать. И я была счастлива, что я могу сделать что-то хорошее для города, который папа очень любил.

Ирина Муравьева, Российская газета

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ