Ева-Мария Вестбрук (справа), она пела Изольду, и Саломея. Фото – Валентин Барановский
Валерий Гергиев сыграл концерт о любви и смерти. Объединил финалы опер Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса, а Эва-Мария Вестбрук, она пела Изольду, и Саломея.
После тишины Мариинского театра начал снова проявлять признаки активности.
Приехал Валерий Гергиев, – и он провел три дня, два спектакля и концерт, которого программа сама по себе выглядела весьма соблазнительно: в ней стали последняя сцена из «Саломеи» Рихарда Штрауса, где Саломея страстно целует отрубленную голову Иоканаана, и заключительный акт «Тристан и Изольда» Вагнера, в которой герои, в конце концов, воссоединяются в смерти.
Чтобы облегчить макабрическое праздник, Гергиев в последний момент включил в программу L’Ascencion («Вознесение»), четыре медитации Оливье Мессиана, – просветленную музыку, чтобы напомнить вам о блеске покое вечности, жизни после смерти.
Были сыграны медитации очень хорошо; особенно рады согласные, в артикуляции хорал духовых инструментов в первой части, и только слитный струнный звук – в четвертом.
Впрочем, и мистический финал «Тристана», в котором Изольда прозревает в самый последний момент горние облака и Тристана, нежно улыбающегося ей, все о том же: о том, что смерти нет, но есть вечная жизнь, по ту сторону земного бытия. Так что в смысле содержательном, программа концерта была построена очень умный и расчетливый.
Звучание постромантического оркестра были роскошные, а кормление драмсопрано голландской оперной звезды Евы-Марии Вестбрук – выразительные, блестящие и сильные.
Доволен исполнением партии Тристана солист Мариинского театра Михаил Векуа.
А гергиевский оркестр играл просто замечательно: выдвижные, рокочущие басы и сочные тембры скрипок и альтов расширяли пространство звуковой вагнеровской партитуры.
Рихард Штраус и Рихард Вагнер – этот репертуар, в котором оркестр мариинского театра особенно хорошо, и в этот вечер оркестр в очередной раз это доказал.
Гюляра Садых-заде, «Ведомости»
Об авторе