«Дергуны». Фотографии Елена Портная
У моего Учителя по камерному команды Александра Георгиевича Бахчиева было такое понятие, как «Перевертун». Каждый раз перед выступлениями мы говорили, что обязательно нужен Перевертун.
Это были замечательные консерваторские годы, когда Перевертуном по умолчанию был человек, который одним номером ранее, или любой из ваших друзей я согласился Перевертуном на вечер, одетые в красивые черные одежды.
Во время исполнения дуэтов для фортепиано был у нас каждый личный Перевертун, и на видео четыре человека за два роялями эмоционально двигались в ритм музыки.
Однако, когда началась настоящая профессиональная жизнь, оказалось, что таких классных Перевертунов больше не будет.
Начались годы экспериментов из различных, неизвестных, одноразовые Перевертунами, Перевертунами-Непианистами, Перевертунами-Слепцами, Задумчивыми Перевертунами, Нервными Перевертунами, Плохой, и Душистые Перевертунами и другими.
После неоднократных попыток наладить этот процесс, громкого шепота и мата, направленных на эффективность наклона, двойных перевернутых страниц, страниц, полностью загороженных рукой Перевертунов, страниц, повернутых несколько сеток до переворота, и приобрел много седых волос, было установлено, что лучше как-нибудь сама.
Проработав несколько лет в опере, самым важным и ответственным, трудно было рассчитать такт, где вы будете снимать, играя в остальной руки, а также работа над умением снимать тихо и ритмично, чтобы не расстраиваться дирижеров шелест страниц и пианистическим рубато на месте теракта.
Любимые партнеры по камерному команды периодически подкидывали свежую порцию адреналина. Добрейший человечище и замечательный музыкантище Борис Андрианов очень любил (я уверена, что и сейчас любит), за пять минут до выхода на сцену, придумывать аранжировку для камерного ансамбля из какого-то произведения, мало известный пианист.
Однажды Боря за кулисами, перед выходом на сцену, с лучезарной улыбкой поставил мне «простыню» с падающими нотами, с указанием повторить пятую и шестую страницу, а потом пропустить три вперед, вернуться в начало, da capo fine, отменить, повторить, на код, и повторить начало, постепенно ускоряясь. Параллельно инструкции были доступны остальным участникам нашей команды. После огромного успеха на концерте, результатом является то, что ни жанра, ни композитора, ни общего характера этого произведения не помню.
Моя радость не имела границ, когда я узнала о существовании педали, с помощью которой можно вертеть страницы на планшете. Эх, жаль, что у меня было такое в опере, я думала, насколько жизнь была бы проще. Искусственный Перевертун не был душевен, но с работой справлялся отлично.
Я начала медленно использовать авто-Перевертуна во время репетиции, а потом и во время небольших концертов. Из суеверных соображений я сначала брала с собой бумажные ноты», а вдруг что-то повесить?», так, на всякий случай. Все работало отлично, а я перестала печатать бумажные ноты.
В один вечер в небольшом концерте не исполняла «Историю Танго Пьяццоллы со своим в то время постоянным партнером по камерному команды, выдающимся скрипачом, и большой любитель Малера. Все шло хорошо, и публика бурно радовалась необычным постукиваниям по дереву фортепиано в перерывах между душещипательными скрипичными завываниями. Экран начал мигать.
После нескольких подмигиваний стороны перестали педалью, и я пыталась крутить рукой, но безуспешно. Примерно несколько страниц и по-прежнему играть на память, потом перешла к наигрышам. На солиста я старалась не смотреть, но какой-то эмоциональный градус чувствуется. Политональные эксперименты продолжались в течение некоторого времени, после чего я взяла минорное трезвучие и сказала, извините, маленькие технические проблемы.
«Играть каприсы Паганини, я говорю, а я пойду, ipad перезаряжу».
«Я не буду»,
– коротко ответил вокалист. Зрители по-прежнему сидеть в полной тишине и темноте.
«Играть 24-й каприс!»,
– я сказала громким шепотом из другой комнаты.
«Нет»,
, – говорит он.
«Играть ТЕМУ 24-го каприса!!!!»
Молчание. Публика ждет, планшет включается белым яблоком.
«Играть тему 24-го каприса!!!!»
Звучит тема 24-го каприса, публика рукоплещет, планшет перезагрузится, Пьяццолла звучит с новой силой.
Вся эта неделя у меня репетиция с репертуара хора Сан-Антонио, потому что мы готовим программу, состоящую из спиричуэлс. Хоровые аккомпанементы это вообще кошмар, везде только «света», dal segno, da capo, повторы, перевороты на несколько страниц назад и вперед «свободной руки». Ноты вырывались из пружин переворота и падали. Еще несколько раз перевернула несколько страниц, но неверное количество, несмотря на экономические стороны.
И вот сегодня я клеила в нотах «волшебных Дергунов». Они клеятся на эту страницу, где вы должны пойти. Пришло время, da capo или dal segno, дергаешь Дергуна, страницы переворачиваются. На фото в начале статьи – Дергуны.
Мои дорогие пианисты! Это нам не на скрипочке в одном разделе на одной странице игры! Поздравляю всех со Старым Новым Годом, и дарю свою идею с Дергунами, может пригодится.
Александру Георгиевичу Бахчиеву низкий поклон.
Елена Портная
Об авторе