Михаил Фихтенгольц. Фото – Феликс Грюншлос
В возрасте 36 лет, Михаил Фихтенгольц стал самым молодым директором театра в Германии.
В течение последних пятнадцати лет Михаил Фихтенгольц является не только директором opera company баденского государственного театра в Карлсруэ (а это значит: формирует репертуар, выбирает певцов, дирижеров и авторов), но и направляет Генделевский фестиваль, традиционно проходящий в феврале, в канун дня рождения великого немецкого композитора.
Приехал Фихтенгольц в Карлсруэ далеко не новичок. Для того, музыковед и один из ведущих российских оперных менеджеров, успел поработать музыкальным критиком и радиоведущим, пять лет был директором Пасхального фестиваля Валерия Гергиева в Москве (причем, как говорят, даже в какой-то степени повлиял на музыкальные пристрастия фанатов маэстро), создавал программы Российского национального оркестра, в конце концов, стал начальником отдела перспективного планирования и директором Молодежной оперной программы Большого театра России.
Громкое увольнение Фихтенгольца из Большого театра стал в 2013 году первым «достижением» новой команды.
— Когда вы в последний раз разговаривали (это было около двух лет назад, в Москве, сразу после увольнения из Большого театра, уже тогда сравнили практику работы в оперном театре в России и на Западе.
Это сравнение, это был теоретический характер, теперь у тебя за плечами полтора года практики. Оправдались ли ваши ожидания?
— Мое мнение не изменилось, а все только предположения подтвердились: Германия-это такая страна, где ожидается становится явным.
Здесь (в частности в опере) работают люди, совершенно другой менталитет. Важно, что не только каждый является профессионалом в своей области, но и все вместе очень хорошо работают в команде. Никто не перекладывает на других свою ответственность, каждый честно занимается своим делом.
Германия не просто стала самой мощной в мире державой оперной индустрии, как и во многих других областях, кстати.
– Вы проводите много времени в России и не может не интересоваться тем, что происходит в российской опере вообще и в Большом театре в частности. Как вы оцениваете его развитие?
См. также:Борис Блох: «Рихтер современных воспринимается как супермен и небожитель…»
– С Большим театром происходит то же самое, что происходит со страной: имеет место тенденция к «импорта» в опере, сужения репертуарных интересов, а в последнее время, что особенно печально, еще и большой дефицит финансовый.
– Карлсруэ по сравнению с Москвой – город очень заметно: здесь чуть более трехсот тысяч жителей, один театр, парк, дворец. При всей уюта и европейскости – конечно, другой формат. Здесь не тесно?
– У меня здесь не меньше работы, чем в Большом в Москве. Я в театре почти 24 часа в сутки, а времени и так не хватает. У меня есть очень большой спектр деятельности: оно по-прежнему занимают два поста. Кроме того (и это тоже типично для Германии), здесь нет такого огромного водораздела между столицей и «провинцией».
Карлсруэ – это не провинция, а 300 тысяч жителей – это, по немецким меркам, большой город. Наш театр, в составе труппы – один из крупнейших в стране, театр на 1100 мест, а оркестр – один из старейших в Германии. Здесь очень богатая культурная жизнь. Словом, не соскучитесь.
– Что-нибудь было в практике повседневной театральной жизни, что вас удивило, доволен или разочарован? Другой дресс-код, меню в столовой?
– Для меня переход из одного состояния, а именно, жизни в Москве, где родился, вырос и работал всю жизнь, – в другое состояние было пугающе гладко: я просто переехал в другой город, другую страну, другую квартиру и начал жить в соответствии с местным законодательством.
Так как я человек достаточно честный и отзывчивый, не могу сказать, что меня здесь что-то сильно ударило или покоробило. Ну, может быть, установка интернета в квартире – здесь занимает гораздо больше времени, чем в России.
– А что тебя больше всего радует в этой жизни?
См. также: «Солярис» до «Цитадели»
– Чистый воздух. Во всех отношениях!
– Вместе с оперной труппой, исходя Генделевский фестиваль…
– Торговля привлекает, прежде всего, жанровым разнообразием: так, всеобъемлющего мира, наверное, нет ни одного из композиторов, за исключением Моцарта. У Моцарта – 26, у Вагнера -13, у Баха никакой, а Гендель написал 42 оперы! Плюс огромное количество камерных вокальных форм, духовных и светских, внушительное количество инструментальных композиций.
Это разнообразие в сочетании с чрезвычайно высоким качеством музыки и невероятной театральностью, которая производит очень сильное впечатление на зрителей. Плюс музыка Генделя-это удивительная жизнеспособность: она слушает совершенно современно, важно.
Мне всегда импонирует, когда большие сценические опусы Генделя выполняются лучшими силами, как инструментальными, так и вокальными. Учитывая, что Торговля всегда работал с лучшими исполнителями своего времени, я стараюсь отвечать духу и букве этой музыки и собрать лучших музыкантов.
Анастасия Буцко, «DW»
Об авторе