В Концертном зале имени Чайковского прозвучала «Аида» Джузеппе Верди. Фото: Александр Куров
В этом году фестиваль Мстислава Ростроповича, органично вписавшийся в столичный культурный ландшафт, посвященная 90-летию со дня рождения Галины Вишневской.
Конечно, пройти мимо большой вы хотите, организаторам конкурса было невозможно, но объединить эти два имени, две музыкальные планеты, пролетевшие по жизни рука об руку в рамках одного форума оказалось не так просто.
Стихия Вишневской — опера, театр. Ростропович — инструментальная музыка, симфония. На сцене супруги встречались слишком часто, в основном в камерных программах, значительно реже — в оперных спектаклях.
Поэтому на фестивале, приуроченном к юбилею певицы, оказалось не так много событий, которые непосредственно связаны с ее творчеством. Центральным из них стало концертное исполнение «Аиды», имеет все основания, чтобы претендовать на звание сенсации московского музыкального сезона.
Выбор вердиевской оперы не случаен. «Аида» Вишневская пела в Большом театре-это еще очень молодой, но уже признанный верхней, готовила вечеринку с большими Александром Мелик-Пашаевым и Борисом Покровским. Именно в нем Екатерина Павловна дебютировал на сценах «Метрополитен» и «Ковент-Гарден».
В первой половине 60-х годов «Аида» с ее участием был самым звездным спектаклем москвы, где блестел весь Большой цвет: кроме Вишневской — Ирина Жизни, Зураб Анджапаридзе, Павел Лисициан, иван Петров.
Удивительно, но вердиевских партий в карьере Вишневской было до обидного мало, и в Аиду, она вложила все свое понимание стиля композитора. Этой роли принадлежат одни из самых трепетных воспоминаний на страницах его автобиографической книги «Галина».
Для Аиды голос Вишневской был идеальный — густой лирический сопрано с уверена средством, сильными низами и ясно, плавающим звуком на вершине. «Девственный звук», как сказал Мелик-Пашаев, — попадание в десятку для такой чистой и жертвенной героини.
Фонд Ростроповича и Центра оперного пения Вишневской удалось привлечь к польскому памятный концерт выгодных эффективности использования ресурсов. В российскую столицу пожаловал сам Зубин Мета со своими итальянскими коллективами — хором и оркестром фестиваля «Флорентийский музыкальный май».
Легендарный маэстро продирижировал четырехактной оперы является скудный, но энергичный, очень точным жестом, он провел огромное полотно быстро, бодро, даже безумно, достигнув небывалого эмоционального накала. Сочное звучание хора пользовался, как нежнейшими пианиссимо, как и неподконтрольной власти форте — мастерская игры с нюансировкой, когда в один момент певцы переходили от громоподобных фанфары строгой, тихой медитации и обратно, свидетельствовала о высшем классе.
См. также:Зубин Мета и израильский филармонический оркестр с успехом выступили в Риге
Выразительный оркестр, гибкий и мощный в руках Мета, воистину живописал — свою «Аида» им удалось расцветить все время яркие, выразительные цвета, и строгое концертное исполнение было интереснее любого спектакля: Древний Египет, манящий и тревожный, буквально обрел плоть и кровь.
За исключением Грегори Кунде, певшего Радамеса замены (вместо больных Фабио Сартори) и Карло Коломбары (Рамфис) все исполнители, импортные Метой, — новые имена, как для Москвы, так и в международной табели о рангах. Тем приятнее было не обманут в ожиданиях и услышать вокал очень высокого уровня.
Просто слишком ухоженным, мало масштабах меццо Вероники Симеони, казалось мелковатым для партии Амнерис, соперничающей с Аидой. Но другие певцы с лихвой это компенсировать. Даже лирический Амонасро Симоне Пьяццоллы оказался скорее плюсом, учитывая его прекрасное для равенства легато. Замечательные исполнители и малые партии Джорджо Джузеппини (Царь Египта), Мария Кацарава (Жрица) и Саверио Фьоре (Посланник).
Следует ожидать, сверкали Кунде и Коломбара — первая мощности, собранностью звука и выигрышные верхами, второй — глубиной и тембристостью роскошного баса. Главное, что жертвы Галине Вишневской, легендарной московской Аиде, оказалась достойна титульной героини: уругвайская сопрано Мария Хосе Сири, буквально опалила зал голосом с терпким звуком, полным истинной экспрессии, имеющих всю цветовую палитру — тембральных и динамических.
Александр Матусевич, газета «Культура»
Об авторе