Матильда Кшесинская
До столетнего юбилея выдающаяся русская балерина не просуществовал всего несколько месяцев, умерла 6 декабря 1971 года в Париже.
Ее жизнь, как неудержимому танца, который по сей день окружен легендами и интригующими деталями.
Роман с цесаревичем
Худенькая, почти маленькой Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя Искусству.
Ее отец был талантливым танцором. Именно от него маленькая она унаследовала бесценный дар – не только выполнять партию, а жить в танце, заполнить его безумной страсти, боли, пленительными сном и надежда – все, что в будущем будет богата ее собственную судьбу.
Она любила театр и могла завороженным глазами часами наблюдать за тем, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девушка поступила в Императорское театральное училище, и вскоре она стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику настоящим драматизмом и легкой техники балета.
Десять лет спустя, 23 марта 1890 года, после окончания спектакля с участием молодой балерины император Александр III напутствовал значительно танцора словами:
«Будьте славою и украшением нашего балета!»
А потом был праздничный обед для студентов с участием всех членов императорской фамилии. Именно в этот день Матильда и познакомился с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем. Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола является правдой, а что вымыслом – спорят много и жадно.
Одни доказывают, что отношения их были без вины. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о посещении санта-Клауса в дом, где возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь была, то вышла она от мадам Кшесинской.
Любовная переписка не сохранилась, в ежедневных записях императора есть только мимолетные воспоминания о Малечке, но многие детали биографии самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Милая женщина легко может ошибаться». Как бы там ни было, в этих отношениях не было шутки или вежливости, хотя петербургские сплетники соревновались, определяющих фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».
«Полька Маля»
Казалось, Матильда наслаждался своим счастьем, а при этом прекрасно понимая, что ее любовь обречена. И когда в дневнике писала о том, что «бесценный Ники» я любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга, и определяется желанием родни, она, конечно, лукавила.
Матильда Кшесинская
Как умная женщина в нужный момент покинула «сцену», «отпустить» любимого, едва узнав о его помолвке. Является ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Вполне вероятно, что позволило «полячке Male» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.
Судьба Матильды Кшесинской в целом была тесно связана с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович. Именно его Николай II, якобы, попросил «глаз» с Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет покровительствовать Матильды, которую, кстати говоря, а затем обвиняют в его смерти – слишком долго останется принц в санкт-Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины.
Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович будет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесная связь с императорской фамилией они часто объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской.
Прима-балерина
Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая в состоянии защитить свою позицию силой обаяния и страсти талант, за спиной которой якобы стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно, была зависть. Была обвинена в том, что она «затачивала» репертуар под себя, сообщается только выгодные зарубежные гастроли и даже специально «заказывала» для себя партии.
Матильда Кшесинская в балете Ц. Пуни «Дочь фараона» 1898 год
Так, в балете «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской был введен партию Желтой жемчужины, якобы, по Лучшей с рекомендациями и «под давлением» Матильды Феликсовны. Трудно, правда, представить, как это прекрасно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, она могла мешать бывшего Любовника «театральными мелочами», это еще в такой важный для него момент.
А между тем, партия «Желтой жемчужины» стала настоящим украшением балета. Ну, а после того, как Кшесинская, убедила в «Корриган», представленный в париже, в «Opera», вставка-сорт из любимого ею балета «Дочь фараона», танцовщица пришлось бисировать, что «Опера» был «исключительный случай». Да не на реальной или талант и самоотверженный труд основан творческий успех русской балерины?
Чертов характер
Возможно, одним из самых скандально-неприятные эпизоды в биографии балерины можно считать за «неправильное поведение», который вызвал уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Неправильное поведение» заключалась в том, что Кшесинская заменила указанный генеральным неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а тот, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули невероятный скандал, последствия которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.
И снова заговорили о влиятельных опекунов балерина и ее стервозном характере. Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не была в состоянии объяснить уважаемому человеку свою непричастность слухам и домыслам. Как бы там ни было, князь Волконский, встретившись с ним в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а потом написал замечательную статью о Кшесинской-педагоге.
Всегда жаловалась на то, что я не могла удержаться «на ровной ноте», страдает из-за предрассудков и слухов, которые в конце концов вынудили ее покинуть Мариинского театра.
«Мадам Семнадцать»
Матильда Кшесинская
Если талант Кшесинской-балерины никто не решается спорить, это о ее преподавательской деятельности говорят, иногда не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленный еще до революции.
«Императорские театры перестали существовать, а я не чувствовала желания танцевать!»
– писала балерина. Девять лет пользовалась «негромкой» жизнь дорогих ее сердцу людей, но ее ища, душа требовала чего-то нового.
После болезненных мыслей Матильда Феликсовна едет в Париж, ищет квартиру для семьи и помещение для своей балетной студии. Она боится, что не наберет достаточного количества учеников или «не помогает» как педагог, но и первый урок проходит отлично, а скоро придется расширяться, чтобы принять всех желающих.
Назвать Кшесинскую мелкие педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезды мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову. Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна интересуюсь игрой в рулетку. Вместе с другой известной русской балериной Анной Павловой они коротали вечер за столом в казино в Монте-Карло. За свою фиксированную сумму на один и тот же номер, Кшесинскую прозвище «Мадам Семнадцать».
Толпа, тем временем смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «королевские драгоценности». Говорили, что решились на открытие школы Кшесинскую заставило желание улучшить финансовое положение, подорванное игрой.
«Актриса милосердия»
Матильда Кшесинская
Благотворительная деятельность, которой она занималась Кшесинская во время первой мировой войны, как правило, уходит на второй план, уступая скандалов и интриг. Помимо участия в ведущих концертов, выступлений в больницах и благотворительных вечер, Матильда Феликсовна принимала участие в регенерации двух самых современных в то время модельных больниц-производителей вина.
Она не перевязывала пациентов лично и не работала медсестрой, думая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо. А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чувствительные сестры милосердия. Организовывала экскурсии раненых на свою дачу в Стрельне, устраивала экскурсии для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах.
Браво ей, я думаю, что не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и качественно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.
Фаина Шатрова, Русская Семерка
Об авторе