Мастерство не пропоешь

Автор:Аида Воробьёвa

Мастерство не пропоешь

Римас Туминас. Фото: Владимир Вяткин / РИА новости

Любой, кто решит рассказать вам о последней премьере Большого театра оперы Шостаковича «Екатерина Измайлова» в постановке Римаса Туминаса, безусловно, превращается в историка. Не потому, что история оперы действительно впечатляет: здесь вам и две версии, и запрет, и статья «Сумбур вместе музыки», и очередной всемирный триумф.

Многие мои коллеги об этом пишут, и это правильно. Только эта история действительно мощный, вообще ничего не объясняет. Потому что мне, зрителю, не музыковеду, что служил? Музыкальные зрелище здесь и сейчас. О тенденции, корни, разные версии – не понимаю. Меня либо трогает, либо нет. С оперой? Или я не могу оторваться, либо не в состоянии включить.

Я бы сказал, что Римас Туминас поставил оперу Шостаковича образцово. Именно в этой постановке желающие могут научиться ставить оперу.

Есть режиссеры, и имя его легион, которые всерьез считают, что современная классическая опера становится тогда, когда ее действие перенесено в наши дни. И после этого выдающегося певца вынужден отрезать бороду, чтобы он исполнял партию Бориса Годунова, не в виде царя, а в образе современного партократа.

Где происходит действие оперы «Кармен»? Действие оперы «Кармен» происходит в пионерском лагере! Отлично! Современно! Свежо!

Для бога. Дай бог всем здоровья!

У Туминаса подход другие. Современная опера – это музыка действия (это действие, а не статика), в котором преобладает музыка, а все ингредиенты – солисты, декорации, хор, свет – высшего качества.

Музыка доминирует. Специалисты расскажут нам, что он сделал с музыкой в этом спектакле дирижер-постановщик, главный дирижер Большого театра Туган Сохиев. Я зритель, а для этого тонкий слух не испорчен. Для меня очень важно, чтобы оркестр, да еще исполняющий такую музыку, звучали как один, мощный голос – главный голос оперного театра. И звучит именно так.

В музыке Шостаковича вы можете найти все, что есть в жизни человека: приобретения, потери, страсть, рождение, любовь, смерть… Для меня эта музыка и стиль жизни. В любом случае, это слышно, да в исполнении оркестра Великого.

См. также:Москва простилась с оперной певицей Ириной Масленниковой

Сегодня в театре, в том числе, к сожалению, и в шкафу, в моде закомплексованные режиссеры, то есть такие люди, которые очень боятся, что их не заметят. Они не просто ставят спектакль. Они кричат: «Смотрите, как я придумал! А здесь какая концепция! А вот еще! А вот!» Иногда кажется, что для таких людей главная цель в постановке оперы или драматического спектакля и кричал: «Смотрите! Я!»

Это не Туминас. Это волшебник. Он не выпячивает – он колдует.

Как показать каторжан? Что ж, можно сделать вывод, хор, одетый в уголовный. А где магия? А в том, что вместе с прекрасным сценографом Адомасом Яцовскисом режиссер слегка парит над пространством сцены платформу, на которой находится часть людей. Платформа медленно покачиваясь туда и обратно, и зрелище получается завораживающее. Почему? Не понятно. Тайна. Колдовство.

Главные партии в опере исполнили: народный артист Украины Тарас Штонда, немка Надя Михаэль, англичанин Джон Дашак, солист Большого Марат Гали… К счастью, искусство не знает ни о том, какие геополитические интересы и санкции. Искусство – это когда все вместе, независимо от языка, национальности и политические предпочтения, создают красоту. Когда все собираются вместе, чтобы рассказать нам о нас: о нашей боли, нашей страсти, нашей любви.

Как и во всех своих спектаклях драматических, Римас Туминас в опере тоже рассказывает историю, интересных, скандальных людей. Каждый певец не только поет арии так и дуэты, но воплощает в себе человека. Кажется, что в этой опере нет ни одного обнаружить, мелких персонажей. И голоса вокалистов не только сильно звучат, но они живут, страдают, радуются. И для меня тоже было невероятной магией.

Придя в театр, Туминас сделал то же самое, что и в драматических спектаклях. Во-первых, главный герой постановки сделал автора – великого Шостаковича, так же, как и в своем знаменитом «Евгении Онегине» на сцене Вахтанговского – Пушкина.

См. также:Зрители стоя приветствовали продолжение фестиваля «15 симфоний Дмитрия Шостаковича»

Затем он взял очень хороших актеров и превратил их в оригинальных, неоднозначных героев, за которыми очень интересно наблюдать.

Вместе со своим постоянным автором Адомасом Яцовскисом построил мир, абсолютно метафоричный и при этом полностью интуитивно понятный. Когда стены начинают двигаться и, кажется, что именно на месте преступления и находящихся в них людей, это, конечно, образ жизни, но в меру прозрачный и светлый.

И, в конце концов, он пригласил еще одного соавтора Анжелику Холину, чтобы это сделал без сучка и задоринки весь пластический ряд спектакля.

Получилось живое, настоящее оперное действия, за которые не только красивые, но очень интересно наблюдать. Как говорится, мастерство не пропоешь!

Николай Лесков написал очерк «Леди Макбет Мценского уезда» не только о страсти, но о неизбывное стремление человека к свободе, и о том еще, как мне кажется, что любовь является высшим проявлением такой свободы.

Сегодня, в наше традиционно непростое время, Римас Туминас поставил оперу Шостаковича как раз о страсти и о любви. Поставил, на мой вкус, безупречно.

И тема сама по себе, а качество «Катерины Измайловой» в Большом театре и не позволяют мне считать эту штуку абсолютно, если хотите, очень современный.

Большое спасибо создателям.

Андрей Максимов, «Российская газета»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ