Дирижер Марко Боэми во время оперы Дж. Россини «севильский цирюльник» в постановке Юрия Александрова, в рамках Международного фестиваля оперы имени Федора Шаляпина на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Фото ИТАР-ТАСС, Павел Александров
Итальянский дирижер — о Елене Образцовой, уникальности русского языка и правильной интерпретации «Пиковой дамы».
На завершившемся в Татарском академическом театре оперы и балета имени М. Джалиля Шаляпинском оперном фестивале гвоздем программы стала премьера оперы Петра Чайковского «Пиковая дама».
За дирижерский пульт во время ее исполнения стал знаменитый дирижер Марко Боэми. В беседе с корреспондентом «Новости» итальянский маэстро раскрыл секреты своего ремесла и признался в любви к России.
— «Пиковая дама» — это не первая ваша постановка в России. Вы работаете в нашей стране уже давно. Не пробовал выучить русский язык?
— Чтобы продирижировать «Евгением Онегиным» или «дама Пик», я немного подучил язык (смех). Вы не можете вести дело, когда не знаешь, о чем идет речь. Бывало, что на репетициях исполнители предлагали мне свою интерпретацию, а я сказал: «нет, нет, нет. Вы должны использовать здесь другого слова и сделать другой акцент».
Они с удивлением спросили, не овладел ли я из польши. «Нет, но я должен знать, что вы говорите», — ответил он. К сожалению, действительно говорить на английском мне еще не удалось. Но это прекрасный язык. Это так круто звучит! В общем, я влюбился в Россию от всей души.
— Партия графини на премьере исполнила солистка «Новой оперы» Александра Саульская-Шулятьева. Когда она пела, мне все время казалось, что в этой роли Елена Образцова.
— Конечно, Елена Образцова — фантастическая певица!!! Я два раза пересекался с ней на сцене. Однажды она просто приехала на Шаляпинский фестиваль в Казань. Был большой гала-концерт с очень известными солистами. И когда на сцену вышла пожилая дама, в зале зашептались: «Кто это?». А это была Елена Образцова. Из-за грима ее никто не узнавал. Но она исполнила партию графини, и аудитория взорвалась аплодисментами. Люди стоя приветствовали Елену.
Когда я вспоминаю, как она пела, — мурашки по коже. Но Александра тоже хорошо поет. Ее графиня была значительно моложе. Но так ли это плохо? Графиня вовсе не обязательно должен быть 80-летней, как у Пушкина. В его времена была пожилая дама в возрасте 45 лет. А теперь — то молодая женщина, — я согласен.
— «Пиковая дама» — эмоционально тяжелое произведение для исполнителей. Как вам дать работа над над этой оперой?
— Я два месяца был каждый день погружается в эту оперу, и каждый раз я говорил себе: «Марко, Марко, не плачь. Попробуйте взять себя в руки». Особенно интересуют дуэт в финале первого акта, дуэт Лизы и Германа в самом конце. Когда я слышу эти номера, то я думаю, что эту музыку создал Бог.
Если бы мне сказали: «Будут уничтожены все оперы, но вы можете спасти десять», я бы безусловно включил в этот список «Пиковую даму». А если создавать мировом рейтинге самых трагических и трогательных оперных самоуправления, «Пиковая дама» оказалась в первой тройке.
— При жизни Чайковского отношение к его музыке были разные. Некоторые считали его, говоря современным языком, «попсовым» композитором.
— Но и сегодня есть критики, которые считают, что Чайковский и Пуччини — поп. Знаменитый оперный интендант Жерар Мортье сказал: «Может быть, теперь, Чайковский и Пуччини популярны, но в следующие 50 лет будут играть Яначека.
Я думаю, что это слишком интеллектуальный подход к музыке. А еще скептицизм часто связан с тем, что этих гениев просто плохо играют. Они были большими и навыков отлично. В их нотах уже все акценты и краски. Исполнитель достаточно внимательно прочитать, что написано.
— А вы точно читали ноты Чайковского?
— Именно этого я искал. Все подробности и нюансы я работал точно. Иногда музыканты спросил: «Учитель, где эту идею увидели?». Однако, это была не моя идея, а композитора.
— В вашем репертуаре есть оперы Пуччини «Турандот». Композитор не успел закончить это произведение, так что театры используют различные финалы. Какой вариант вы предпочитаете?
— Я, конечно, ближе версия Пуччини. Почти все его оперы имеют печальный финал. Только комикс «Джанни Скикки» заканчивается на веселой ноте. Ты думаешь, что он бы хотел увидеть голливуд, хэппи-энд в своей «Турандот» — такой веселый, любовь за любовь»? Не. Это было бы вразрез с его характером.
Кто-то говорит, что композитор не мог найти окончательного решения «Турандот». Он несколько раз переделывал финал, и все время к нему не подходило. Но в итоге все осталось так, как и планировалось — опера заканчивалась смертью Лю. Мы в Казани поставить точную версию композитора. После смерти Лю идет заголовок: «В этот момент перо выпало из рук композитора»…
Марко Боэми окончил консерваторию Санта-Чечилия в Риме. В 1990 году он дебютировал на фестивале в Роверето с оркестром «Виртуозы Santa Cecilia». Выступал в качестве дирижера оперы в театрах Токио, Риме, Париже, Женеве, Лиссабоне, Амстердаме и Будапеште. Регулярно сотрудничает с Шаляпинским фестивалем в Казани, где под его руководством были заполнены «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аида», «Набукко» и «Трубадур» Верди, «Дон Жуан» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.
Зоя Игумнова, izvestia.ru
Об авторе