Мария Журавлева: «Даже если ребенок не станет известным виолончелистом, музыка может пробудить в нем другие таланты»

Автор:Аида Воробьёвa

Мария Журавлева: «Даже если ребенок не станет известным виолончелистом, музыка может пробудить в нем другие таланты»

Мария-Ю. Журавлева с сыном Сергеем Антоновым

Мы слышали и читали: все закладывается в детстве. В том числе, и успех будущей музыки. О том, как привести ребенка в музыку, и как помочь ему на этом пути – педагог ЦМШ по классу виолончели-Мария-Ю. Журавлева.

Мария Ю, когда и чем Вас очаровал виолончель?

– В общем, первый мой музыкальный опыт – это фортепиано. Я закончила музыкальную школу как пианистка. Моя мама, Галина [ … ] Журавлева, был учителем фортепиано московской ДМШ № 16 им. Я Флиера. Я училась у нее.

Так уж сложилось, что среди моих подруг было много виолончелисток. Мне очень понравилось, как они играли! Я восхищалась их ансамблями, теми произведениями, которые были выполнены…! В какой-то момент я сказала: «я Хочу попробовать играть на виолончели». Мне шел 14 год. По всем музыкальным канонам-это очень поздно! Тем не менее, педагог по виолончели Любомудрова Нина Павловна решила начать со мной заниматься.

Спустя три года я поступила в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, класс виолончели Дихтяр Татьяны Александровны. Это она сделала из меня настоящего музыканта и педагога.

– Сложно ли было перестроиться с фортепиано, на виолончели?

– Главной движущей силой в изучении – это слово «хочу». Если этот фактор присутствует, все препятствия отступят. Мне очень хотелось играть на новом для меня инструменте. Кроме того, я уже знала нотную грамоту, теорию музыки, так что у меня все прошло довольно легко.

– На первый взгляд, между скрипкой, альтом и виолончелью много общего: форма, правила игры – bow… однако имеет свою специфику виолончели…

– Все эти инструменты – близкие родственники. Во все времена композиторы объединяли их в квартеты: для двух скрипок, альт и виолончель. Однако эти инструменты, однако, разные. Например, скрипка имеет очень небольшое расстояние на грифе, у нее все рядом. В случае с виолончелью, расстояние больше, а вертикальный грифа означает большую нагрузку на левую руку, так и на стоянке у нас идет по-разному.

– Глядя на играющего виолончелиста, можно подумать, что его работа физически тяжелая – очень большой инструмент, который нужно поддерживать…

– Популярный вопрос. Я отвечу так: у виолончелистов нет разделения на женский и мужской тип игры, то есть такие показатели, как размер кисти, ширина плеч, не имеют решающего значения для будущей музыки. Человек сидит, инструмент основан шпилем в пол, таким образом, серьезной физической активности нет. Если бы это было иначе, то, наверное, не знали многих женщин-виолончелисток.

См. также:Давид Герингас: «Японцев я влюбил в Суни-Таке»

Конечно, детям, у которых большая кисть и широкие плечи, что-то проще, но, тем не менее, самое главное, это способность, дар, терпение и хорошее впечатление. Доказательством на это – виолончелистка, профессор Московской консерватории Мария Константиновна Чайковская, которая отличается миниатюрностью.

– Вы работаете в ЦМШ более 30 лет. Скажите, пожалуйста, насколько популярны виолончель? Чувствуете ли вы рост интереса к этому инструменту?

– Для меня этот вопрос – животрепещущий. Подавляющее большинство матерей хотят, чтобы их дети играли на фортепиано. Обучение игре на виолончели идут те, кто по каким-либо причинам, не удалось заниматься скрипкой. И в разные годы эта тенденция в целом была. Если представить это в цифрах, то получится примерно так: 10 человек хотят стать пианистами, 6-7 – скрипачами, и только 1-2 человека приходят, чтобы заниматься виолончелью.

Конечно, иметь дело с реальностью больно. Мне кажется, что это результат стереотипов, о которых мы уже говорили. В самом деле, виолончель – очень красивый по звучанию музыкальный инструмент, с красивым «голосом» и широкими выразительными возможностями.

– В каком возрасте можно начать учиться играть на виолончели?

– Если ребенок достаточно развит, знает буквы, имеет поддержку строгой мамы или бабушки, можно начать с 5-6 лет. Если он гиперактивен, не может сосредоточиться на занятиях, не готов слушать учителя, это, безусловно, стоит подождать лет до 7-ми. Замечательно, если в раннем возрасте дети имеют возможность слушать классическую музыку, петь, делать что-нибудь в развивающихся странах.

Очень хорошо, если для виолончели пытаются играть на пианино. В будущем этот опыт поможет, потому что клавиатура фортепиано-это довольно простое: есть кнопки, которые соответствуют определенным нотам. По сравнению с фортепиано, виолончель – сплошная абстракция – только лук и четыре струны.

– Довольно часто мамы и папы молодых виолончелистов сталкиваются со странной проблемой: дети после первого года обучения они не хотят играть на инструменте дальше. Родители этот факт объясняют это тем, что уже очень длинный и трудный испытательный срок для новичков. Ваши комментарии?

– У педагогов-виолончелистов очень большая проблема – отсутствие учебного материала. Приходит ко мне 6-летний начинающий музыкант, а у меня от силы 10 простых пьесок. Когда они играют, происходит резкий рывок в более сложных произведений. Естественно, ребенок реагирует на это: «Мне трудно, я уже не хочу и т. д.» Педагог, особенно молодой, тоже начинает нервничать. Мамы-бабушки помочь не могут. Скоро занятия прекращаются…

См. также:Александр Ворошило: «В Советском Союзе не было певца известнее, чем Муслим Магомаев»

На мой взгляд, необходимо соблюдение двух законов педагогики: постепенность и последовательность. К сожалению, имея на руках это ограниченное число материалов, которые у нас есть сейчас, мы не будем в состоянии придерживаться этих принципов, педагогических. Опытные учителя делают свои собственные проекты, сочиняют свои собственные песни, чтобы решить проблему, чтобы маленький музыкант с радостью шел на занятия.

Ведь в раннем возрасте, что главное – поддерживать интерес к музыке, к инструменту. И делать это необходимо с помощью простых и понятных задач. Я всегда пытаюсь объяснить эту простую истину, как для начинающих учителей, так и родителей детей. В самом деле, если вдруг мама и папа вдруг появятся какие-либо вопросы, касающиеся музыкального образования, я лично рад на них ответить. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите мне на e-mail: [email protected]

– Буквально на днях наша «фирменная» серия «Библиотека ЦМШ» пополнилась еще одной новинкой – Государства авторской работы «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Почему желание подготовить такое издание?

– Ответ вытекает из предыдущего вопроса: для того, чтобы помочь начинающим виолончелистам, их учителям и родителям. Столкнувшись на собственном опыте с проблемами, я решила заняться своим проектом. Это мои разработки. Много читала, училась. Для работы над книгой я начала 10 лет назад.

– Ваше издание-это серия цветных карточек с рисунками, задач, заметок, красителей. Почему вы выбрали именно такую форму, а не учебник в классическом смысле этого слова?

– Сразу сказать: это не учебник. Это именно набор развивающих карточек. Я хотел бы, чтобы моя книга-подарок был удобный и понятный, поэтому я выбрала этот формат. В комплекте – 24 карточки-уроков. С одной стороны, каждая – яркая и красочная информация для ребенка, с другой, черно-белой, – методика для учителей и родителей.

Каждый урок-это новая карта, новые задания, но малыш не замечает, что еще один материал немного сложнее, чем предыдущий. Все происходит в форме игры. Использовать мою книгу можно для занятий с детьми 5 – 7 лет. Материал рассчитан на три месяца. Это первая часть, «Осень», из цикла моих уроков. В будущем я хотел бы опубликовать «Зима», «Весна» и «Лето».

– Название книги – «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Если спустя годы окажется, что, несмотря на все, не Моцарт, что в концертные залы ребенок может пойти только в качестве зрителя, стоит ли считать, что время, проведенное на уроке музыки, заблудился?

– Ни в коем случае! Без музыки жизнь теряет много красок, эмоций, вдохновения. Даже если ребенок не станет известным виолончелистом или пианистом, музыка может пробудить в нем другие таланты, развивать интеллект, творческий потенциал и преданность, вырастить хорошего вкуса.

См. также:Илья Демуцкий: «За исполнение своих произведений не борюсь — только музыка»

– За годы работы в ЦМШ был воспитан в настоящее время большое количество известных музыкантов. Борислав Струлев, лауреат юношеского конкурса имени Чайковского в Москве, лауреат конкурса ARD в Мюнхене, Татьяна Васильева, лауреат ii премии XV Международного Конкурса имени Чайковского Александр Программного обеспечения, Ваш сын, лауреат первой премии на Конкурсе Чайковского 2007 года, Сергей Антонов в списке выдающихся учеников. В чем секрет этого успеха педагогического?

– Секретов особых нет. Крупнейшее педагогическое счастье-это открыть индивидуальность. Все мои ученики очень разные. Например, Сергей, мой сын-левша. Было очень трудно научить его работать отрезать правой рукой. Таня приехала ко мне из Новосибирска из совершенно неправильной постановкой рук. Мало кто верил в нее.

Борислав не любил быструю музыку. Он потрясающе исполнял медленные композиции, а виртуозные он не хотел играть. С Александром Раммом было очень трудно построить коммуникации: по характеру обидчивый и упрямый, долго не раскрывался… Но преодолевали трудности, пытались раскрыть таланты, найти свой вкус. У нас это получилось.

– Фраза из Вашей новой книги: «самое главное – это начало пути в музыке». Как должно быть?

– Простой, понятный, интересный и радостный!

Наше досье

Мария Журавлева – выпускница Московской государственной консерватории.
С 1981 года – педагог ЦМШ по классу виолончели.
В 2014 году была признана «Лучший учитель года» в номинации «Виолончель».
Успешно проводит мастер-классы во многих городах России, а также в Южной Корее и США.
Является автором книги «быть Может, мой ребенок Моцарт?»

cmsmoscow.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ