Марис Янсонс намерен посвятить больше времени на опере. Фото – пресс-служба Баварского Радио
Дирижер – о страсти к опере, гении Шостаковича, любви и мечтах открытые музыкальные детский сад.
Маэстро Марис Янсоснс, главный дирижер оркестра Баварского радио, один из лучших дирижеров в мире, выступит в следующем летом на фестивале Земля.
Выпускник ленинградской школы-десятилетки консерватории, празднует в этом году 80 лет, по-прежнему называть своим домом квартиру в санкт-Петербурге, где находится великолепный аудиотека и медиатека.
Здесь дирижер приезжает отдохнуть после выступлений в Европе и других частях мира. Во время такого перерыва с маэстро сказал музыкальный критик Владимир Дудин.
– Недавно была объявлена программа Зальцбургского фестиваля, на котором нужно в августе следующего года продирижировать оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Постепенно перейти на оперу?
– Это было моей давней мечтой: опера – моя страсть. Оставив пост главного дирижера амстердамского оркестра Консертгебау, я думал, что времени появится больше, и я посвящу его опере.
Больше времени не было много, они решили, что если у меня есть только один оркестр Баварского радио, это значит, что я стал свободнее, и посыпались предложения. Тем не менее, очень хочу заниматься оперой, хотя этот жанр, конечно, отнимает очень много времени.
Я люблю участвовать в первых пробах вместе с режиссером, я хочу быть на всех репетициях на сцене, дышать вместе с певцами, почувствовать их пульс. Я не хочу приезжать в последний момент. В общей сложности это займет примерно полтора месяца. Потом еще месяц проката спектакля, в зависимости от контракта.
Итого два с половиной года-это очень долго. А у меня есть обязательства перед оркестром филармонии в мюнхене. Как видите, не все получается с легкостью, все требует времени. И потом я хочу немного освободить. Сколько можно на износ, это не хорошо.
– Какие впечатления остались у вас от работы над «дамой Пик» в Амстердаме?
– Как вы, наверное, знаете, сначала подготовил концертное исполнение «Пиковой дамы» в Мюнхене. Многие певцы из мюнхенской команды прошли в амстердамскую премьеру, но были и новые.
У меня громаднейшее удовольствие просто от того, что дирижировал оперой. Ведь он вырос в опере, начиная с трех лет жил в Риге опере с родителями, потому что няни не было. Так что два с половиной месяца работы над «дамой Пик» летал в небесах счастлив, как ангел.
– Я счастлив, что от музыки?
– От всего. Мне весь этот процесс доставляет огромное удовольствие. Я чувствую себя очень свободно, мне нравится театр, его атмосфера. Я получаю удовольствие от процесса приготовления, ну и, естественно, от совершенно гениальной музыки. Эта опера входит в пятерку лучших опер мира.
– Приняли концепцию режиссера Стефана Херхайма?
– Решение очень интересно. Я с ним второй спектакль сделал, после «Евгения Онегина». Он очень талантливый режиссер. Имеет свое понимание, виолончелист, прекрасно знает музыку, и старается ее соблюдать. Иногда его слишком заняты, и он, может быть, немножко превысил.
В начале попыток все были немного шокированы его предложением, но когда увидели результат, поняли, что это очень здорово. Он показал свое видение этой оперы, сосредоточившись на том, что в ней весь амадей моцарт, его биография. Так увидел.
Да, были намеки на гомосексуальность композитора. – «НГ»), конечно, но это все было на самом деле. Сегодня мы уже привыкли к тому, что режиссеры проходят такую границу…
– С этим смирились? Нет, просто я знаю, что это существует. В его постановке «Онегина», например, на бал Гремина в финале был космонавтом, но это его видение. Хранителями морали в таких случаях очень возмущены, что изображение не совместимо с «романа в стихах» а. с. Пушкина…
– Ну, видишь, Чайковский тоже не Пушкин, если так на это смотреть. Тогда вы можете сказать ему: «Петр Ильич, или где-то не там мы остановились, читайте, пожалуйста, Пушкина ближе». Opera – это интерпретация. Сидеть и критиковать, говоря, что это все ужасно, и пусть только по-прежнему старые, известные, традиционные…
См. также:Дирижер Марис Янсонс вынужден сделать паузу
Думаю, мы должны немного чувствовать время. Хотя нам, выросшим в совершенно другой эстетике, чтобы понять все это не так легко.
– Как складывается судьба строительства нового концертного зала в Мюнхене?
– Я могу сказать, что я выиграл в очень долгой борьбы, длившейся 12 лет: зал построят. В январе состоится конкурс для архитекторов. Знаете Мюнхене? Возле железнодорожного вокзала-это район, который хотят сделать культурным центром с гостиницами, квартирами, естественно, ресторане, джазовых клубов, концертных залов.
У меня планы создания там музыкальную школу и музыкальный детский сад, но это уже далеко идущие планы. Теперь нужно держать кулаки, чтобы все обошлось и не так долго, как это было в Гамбурге при строительстве Филармонии на Эльбе, продолжающийся невероятное количество лет, и на которую она пошла много средств. Это ужасный пример.
Хотя открытие новой арены в Гамбурге, расположенный в очень красивом месте, будет огромным событием для всего мира. Я видел макет, и он был на объекте, когда только начали строить. Занимался акустикой великолепный Ясухиса Тойота.
– Много вы играете Шостаковича в этом сезоне?
– Довольно много, но я не могу сказать, что больше, чем обычно. Как можно не играть Шостаковича, этого гения? Его нужно обязательно играть.
Может быть, конечно, еще где-то в стране, в которой сохраняется впечатление, что его музыка непонятна. Но дело в том, что музыку понимать не надо – ее нужно почувствовать. Еще Бетховен говорил, что нужно чувствовать музыку. Шостакович – это уже классика.
– У вас есть все его симфонии?
– Да, у меня была интересная история, когда я решил записать все симфонии Шостаковича с различными оркестрами. В проекте приняли участие оркестра Осло, санкт-Петербурге и Берлине филармоний, Филадельфийский и Лондон, оркестра Баварского радио. В амстердаме у меня тогда еще не было.
Баварского радио взяло на себя Вторую и Третью симфонии – не такие популярные, но хорошо, что помогли реализовать эту идею.
– Вас очень не хватает в санкт-петербурге, так и российской музыкальной жизни. Нет приглашений или слишком дорого дирижер?
– Отвечу по порядку. Во-первых – имя и филармония, и Гергиев уже на протяжении многих лет. Мы с ними на эту тему больше не говорим, потому что им надоело, что я все время отказываюсь. Несмотря на это, в год 100-летия моего отца приезжал выступить в Большом зале филармонии с заслуженным коллективом. Во-вторых – из-за «дорого».
За свои выступления здесь – с тех пор, как ушел из филармонии, никогда не принимал деньги, отдавая зарплату, то в школу-десятилетку, где он учился, художникам-пенсионерам. Здесь, знаете, немного чувства работают, это особое отношение.
Десятилетка, консерватория и филармония мне много дали, воспитали меня в качестве дирижера. Если бы не филармония, я бы не был на этом месте, которое я занимаю. Я не могу принять от филармонии деньги. Кстати, в этом году я очень редко приезжаю, уже много лет не бываю, и меня там очень сильно обиделся. Слава Богу, вырвался в сентябре на неделю, и то только потому, что оркестр был юбилей, и у моего питомца раймонда паулса тоже был юбилей.
Я мечтал всю жизнь возникнуть вместе с ним. И моя мечта сбылась: он играл Рапсодию в стиле блюз Гершвина. И я там тоже никогда не брал денег. Если все время думать только о том, сколько за это получу, — это страшное дело.
Владимир Дудин, «Российская газета»
Об авторе