Туминас представит в МАМТ две оперные премьеры
Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-данченко (МАМТ) в один вечер представит две оперные премьеры в постановке известного режиссера, художественного руководителя Театра имени электронной. wachtangowa Римаса Туминаса.
Это будут знаменитые композиции первой половины ХХ века – оратории Игоря Стравинского «Царь Эдип» и одноактная опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода».
«Последние объявлено на 16, 17, 18 и 19 марта»,
– сообщила пресс-секретарь МАМТ Ирина Горбунова, добавив, что сегодня состоится презентация и генеральная репетиция проекта.
Исполнителя проекта
Ранее в интервью ТАСС Римас Туминас сказал, что много лет назад впервые поставил трагедию Софокла «Царь Эдип» на сцене своего Маленького драматического театра в Вильнюсе, которым руководит и сегодня. А совсем недавно – в прошлом сезоне – осуществил дебютный проект, используя в нем художников возглавляемого им Театра имени электронной. wachtangowa и актеров Национального театра Греции.
Премьера двуязычные постановки состоялась летом в древнейшем действующем амфитеатре Греции, в Эпидавре, затем спектакль был показан в Афинах, Москве и Санкт — Петербурге, и везде имел большой успех.
«Царь Эдип» меня не отпускает»,
– поделился тогда Туминас, указывающий на то, что вновь обратился к античной трагедии, правда, ставит спектакль уже на музыкальной сцене – в Театре Станиславского и Немировича-данченко. От каких-либо подробностей режиссер воздержался.
«Я суеверный, не хочу ничего говорить заранее»,
– сказал Туминас.
Пока о проекте известно лишь то, что в нем объединились оратории Игоря Стравинского «Царь Эдип» и одноактная опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». По словам Туминаса, эти произведения вызвать в музыке и теме
«есть человеческая страсть к постижению истины и самого себя, к познанию вещей невозможных».
Режиссер рассказывает Римас Туминас, который пригласил в качестве партнеров выставки своих постоянных партнеров – сценографа Адомаса Яцовскиса и хореографа Анжелику Холину. Художник по костюмам – Мария Данилова, художник по свету – Дамир Исмаилов. Руководителем музыкальной постановки стал главный дирижер МАМТ Феликс Коробов.
Античный миф об Эдипе и античная легенда о герцоге Синяя Борода пойдут в один вечер на Главной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича — данченко. Вокальные партии репетируют: Валерий Микицкий, Евгений Либерман, Лариса Андреева, Наталья Зимина, Денис Макаров, Роман Улыбин и другие солисты оперы труппы МАМТ.
В спектакле также заняты артисты Театра имени электронной. wachtangowa – Сергей Епишев и Виталийс Семеновс.
Об оратории «Царь Эдип»
Оратория «Царь Эдип» была написана Игорем Стравинским в 1927 году. Для создания либретто композитор обратился к известному в главной роли жану Кокто. Вместе оказался диск конспект трагедии Софокла, который сохранил силу и величие античных изображений.
«Я датирую начало работы над «Царем Эдипом» сентября 1925 года»,
– сказал Стравинский. При этом композитор подчеркнул, что
«по крайней мере пять лет, прежде чем почувствовали необходимость в создании драматического произведения в большом масштабе».
Решение составить композицию по трагедии Софокла композитор объяснил тем, что ему
«нужен был сюжет, общие для всех людей или, по крайней мере, на столько известен, что не нуждался в подробном изложении». «Я хотел оставить пьесу как таковую в фоновом режиме, думая, что, таким образом, извлечь ее драматическую сущность и освободить себя, чтобы в большей степени сосредоточиться на чисто музыкальной драматизации»,
– он писал о своем «Царе Эдипе» Стравинский.
Другой известный композитор XX века Арнольд Шенберг так отзывался об этой оратории:
«Здесь все снаружи: замечательный театр, необычная постановка, необычная развязка, необычные вокальные письмо, необычная пион, необычный контрапункт, необычная инструментовка…»
В опере «Замок герцога Синяя Борода»
В 1901 году знаменитый французский драматург Морис Метерлинк пишет пьесу «Ариана и Синяя Борода». В 1910 году венгерский поэт Бела Балаж создает одноактную драму — мистерию «Замок герцога Синяя Борода» по мотивам произведения Метерлинка. Текст искусства был одновременно и готовое либретто для оперы композитора Золтана Кодаи, современных Бартока.
Однако во время чтения Барток так очарован видением писать это либретто оперы, что Балаж отдал ему текст. Опера была написана Бартоком в 1911 году, однако постановка была заполнена только через 7 лет. Премьера состоялась в Венгерской национальной опере 24 мая 1918 года и имела большой успех.
Оценивая оперы «Замок герцога Синяя Борода», автор либретто Бела Балаж пишет:
«Я хотел бы воплотить на сцене драматического дух секейских народных баллад. Я хотел бы объединить современное содержание с простейшими формами народной песни. Я хотел того же, что и Барток. В эти молодые годы мы шли вместе. Мы оба были уверены, что истинное обновление искусства может быть достигнуто только через освоение старого, оригинального…».
Ольга Свистунова, ТАСС
Об авторе