Малоизвестные записи Прокофьева теперь может услышать каждый

Автор:Аида Воробьёвa

Малоизвестные записи Прокофьева теперь может услышать каждый

Балет Прокофьева. Фото – компания «Мелодия»

Знаменитая российская фирма звукозаписи «Мелодия» отметила юбилей Прокофьева выпуском интересной публикации – подборки записей со сценическими произведениями композитора.

Помимо часто звучащих балетов и опер, среди записей есть настоящие музыкальные раритеты, например, редко звучащий балет «На Днепре», и даже песня, в которой Прокофьев сам ведет исполнением своего произведения. Анна Кочарова беседовала с генеральным директором «Мелодия» Андреем Кричевским и pr-директором Кариной Абрамян.

– В юбилейном выпуске имеет уникальную запись Прокофьева-дирижера. Когда она была сделана, при каких обстоятельствах?

Андрей Кричевский: Да, действительно. Это важная историческая запись Второй сюиты из балета «Ромео и Джульетта» под управлением автора, сделано в 1938 году. с оркестром Московской государственной филармонии. Это уникальный исторический «фонодокумент», которые сохранились до наших времен искусство Прокофьева-дирижера.

Две сюиты из балета «Ромео и Джульетты» были разработаны автором в 1936 г. сразу же приобрел популярность, а до этого времени вошли в репертуар многих советских дирижеров. Прокофьев всегда был к себе очень критично.

А вот эта запись композитор был доволен, например, писал:

«Приятно отметить отличную рассадку оркестра, которая позволяет на стекле ровную звучность и правильные пропорции между инструментами».

Конечно, эта запись актуальна и для исполнителей, и для слушателей.

– Почему для этого юбилейного выпуска были выбраны сценические произведения Прокофьева?

Карина Абрамян: Сегодня все балетное творчество Прокофьева в равной степени привлекает внимание и хореографов, допуская различные толкования, и дирижеров – эти произведения часто звучат и на концертной.

К жанру балета Прокофьева нанял выдающийся реформатор, организатор антрепризы «Русских сезонов» Сергей Дягилев, как вы помните, это именно он открыл миру ряд российских гениев музыки и танца. В сотрудничестве с ней Прокофьев написал четыре балета. Первый, «Ала и Лоллий», так и не был введен.

Последние три балета Прокофьева относятся уже к концу советского периода творчества композитора. Это известные «Золушка», «Ромео и Джульетта» и чуть реже звучащий «Сказ о каменном цветке».

Все эти произведения, безусловно, считается классикой советского и мирового искусства во второй половине XX века имели гораздо большую известность.

В 1959-90 г. выдающийся дирижер современности, страстный пропагандист музыки XX века Геннадий Рождественский сделал записи всех балетов Прокофьева, ее и сегодня можно считать точкой отсчета для интерпретации.

См. также:Дмитрий Махтин: «Моя скрипка не такая сложная, как Страдивари»

– В своем юбилейном выпуске, конечно, это популярные произведения, «Золушка» или «Ромео и Джульетта», о которых вы упомянули. А есть и такие, которые звучат редко, например, ранний балет «На Днепре». В чем особенность этих произведений?

Андрей Кричевский: Четыре ранних балета С. Прокофьева до недавнего времени не были известны. Балет «Блудный сын» впервые в нашей стране появился в 1962 году в Нью-йорке группой Джорджа Баланчина, в последние годы в различных театрах России поставлены балеты «Шут» и «Стальной прыжок». Что в «Днепре», то эта музыка у нас была только в симфонических концертах.

Этот Балет я заказал Прокофьеву танцовщик и хореограф Серж Лифарь, который после смерти Дягилева в 1929 году переехал в оперы. Я должен сказать, что работа над балетом не шла вполне гладко: композитор и хореограф постоянно ссорились. Премьера «На Днепре» состоялась в 1932 году, но балет не имел успеха и быстро спустился со сцены.

С исполнением этой музыки в России связан довольно сложная история с приобретением авторских прав. Дело в том, что свои ранние балеты Прокофьев написал, находясь за рубежом. И, согласно заключенных договоров, сразу после окончания сочинения оценка становилась собственностью Российского музыкального издательства» в Париже, который в течение многих лет руководил замечательный дирижер Сергей Александрович Кусевицкий.

После смерти Кусевицкого издательский дом стал собственностью английской фирмы «Бузи и Хокс», которой стали принадлежать все права на произведения Сергея Прокофьева, написанной за рубежом. Позже, в связи с широким развитием бизнеса «Всесоюзного агентства по охране авторских прав» и заключения двусторонних соглашений с многих зарубежных издательских компаний, стало возможным, чтобы получить музыкальные материалы и выполнить эти писания в СССР.

Впервые эта музыка прозвучала на родине его автора на концерте в Большом зале Московской консерватории в сентябре 1982 года, именно тогда впервые была сделана запись.

– И тем не менее публика чаще реагирует на знакомые названия и темы. Записи уже были выложены для приобретения в интернете – можно ли составить рейтинг, что берут чаще?

Андрей Кричевский: Сейчас мы можем судить только предварительно, потому что точный отчет о цифровых продаж мы получаем в течение месяца после окончания квартала. Балет Прокофьева стали доступны в день рождения композитора 23 апреля, это, кстати, и день рождения «Мелодии» – нам в этом году исполнилось 52 года.

См. также:Елена Образцова: «Прошлого нет, потому что это уже прошло…»

На первом месте по скачиваемости – «Монтекки и Капулетти» из сюиты № 2 балета «Ромео и Джульетта», ведет сам Прокофьев. На втором – трек «Midnight», 2 действие балета «Золушка». Почетное третье место – «Джульетта-девочка» и снова квартира № 2 балета «Ромео и Джульетта», приводит Прокофьев. С момента выхода цифрового издания 71 000 прослушиваний! И это не может не радовать.

– Сами записи, которые теперь публикуются – на сколько они известны публике?

Карина Абрамян: Записи выходили на пластинках еще в советские времена, а также «Мелодия», который, казалось, балеты более 10 лет назад и на CD, но это было еще в «стекле» и без подарочной упаковки. Же записи были высоко оценены специалистами, они получили награды, например, в 1967 году во Франции, гран-при Академии плиты им. Шарля Кро.

Издание и сейчас вызвал невероятный интерес и восторженные отзывы слушателей и международных профессиональных музыкальных журналов.
Например, в майском номере французского журнала Classica Франция. балет Прокофьева тоже получили награду, Хотя Classica.

– По сути, это издание Прокофьева отмечает и еще один большой юбилей в музыкальном мире — дирижера Геннадия Рождественского. Что отличает его интерпретации прокофьевских произведений?

Андрей Кричевский: «Музыка» С. Прокофьева – всегда занимала особое место в работе Рождеству. Он говорит, что с детства боготворил композитора. Балет «Золушка» был дипломной работой молодого дирижера, и запись сюиты из балета – первой его пластинкой.

В 1959 г. под управлением 28-летнего маэстро в Ленинграде состоялась премьера Концерта № 4 для фортепиано с оркестром. Именно Рождество первым в мире записал балет Прокофьева «На Днепре» и «Блудный сын», вернулся на сцену оркестровые сюиты «1941 год», «Сны» и «Симфоническая песнь», он исполнил и записал все произведения композитора: симфонии, оперы, оратории, сюиты, музыку театральную, а также инструментальные концерты.

– В последнее время «Мелодия» выпускает уникальное юбилейное издание. Многих меломанов на слуху выбор Рихтера, теперь Прокофьев, и далее вы собираетесь праздновать юбилеи Шостаковича и Гилельса.

Андрей Кричевский: Юбилейная коробка Шостаковича появилась уже в продаже. Это также подарок бокс – все симфонии Дмитрий Дмитриевич. Привлечение акцент на дирижерах, 15 симфоний симфонии звучат под руководством Рудольфа Баршая, Константина Иванова, Кирилла Кондрашина, Евгения Мравинского, Геннадия Рождественского, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, а последний-15 симфонией ведет Максим Шостакович. Уникальные архивные записи 1961-1984 годы

См. также:Зураб Анджапаридзе. Арии и сцены из опер

Карина Абрамян: С января мы начали работу над подготовкой юбилейного издания к 100-летию Эмиля Гилельса. Мы планируем завершить ремастеринг записей до 1 июля, и я надеюсь, что бокс появится в продаже осенью, как раз к юбилею выдающегося пианиста.

Анна Кочарова, «РИА новости»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ